IHS CERA прогнозирует снижение добычи нефти в России к 2020 г.

"Дешевая нефть", разведанная в советские времена, заканчивается; отрасли нужны масштабные инвестиции, которые невозможны без существенного снижения налогового бремени
AP

ЛОНДОН – России грозит нефтяной кризис, который заставит правительство реформировать отрасль, считает старший директор IHS CERA Тэйн Густафсон: «Россия начинает утрачивать главный актив, доставшийся в наследство от Советского Союза – дешевую нефть». Усиление зависимости бюджета от нефтяных доходов, которое произошло в последние годы, усугубляется возможным сокращением объемов добычи уже к 2020 г. и продолжающимся ростом издержек. Отрасли потребуются масштабные инвестиции в освоение новых месторождений, но «как будут складываться отношения отрасли с государством, непонятно», говорит Густафсон.

По расчетам IHS CERA, в этом году добыча нефти в России вырастет на 1,5%, но даже этот небольшой успех дался ценой резкого роста капитальных расходов: инвестиции в разработку месторождений и добычу выросли в 2011 г. на 34% до рекордных $31 млрд и могут превысить $35 млрд в этом году. Чтобы предотвратить неизбежный спад добычи компаниям придется выйти за рамки месторождений советской эпохи на отдаленные, геологически сложные территории, такие как арктический шельф, для разработки которых у российских компаний недостает опыта и ноу-хау.

Государство и частные компании боролись за контроль над нефтяным сектором на протяжении последних 20 лет, отмечает Густафсон:. «В результате на сегодняшний день отрасль перегружена налогами, зарегулирована и не готова к новым вызовам глобальной нефтяной отрасли: у компаний нет стимулов вкладываться в новые технологии и увеличивать свою эффективность». Сейчас нефтяная отрасль обеспечивает 40% налоговых доходов бюджета, подсчитали в HIS CERA. Если отрасль не может развиваться, ее расходы продолжат расти, что снизит прибыль компаний и в конечном итоге ударит по доходам государства, считает Густафсон: «Падение нефтяных доходов приведет к кризису российской экономики, заставит резать ключевые бюджетные расходы, пенсии и субсидии, на которых базируется стабильность созданной президентом [Владимиром] Путиным системы». Чтобы обеспечить выполнение его предвыборных обещаний российской экономике потребуется расти темпами 4% в год, говорил министр экономики Андрей Белоусов.

В этой ситуации российское правительство будет вынуждено сделать шаг, который оно откладывало много лет, - уменьшить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль и дать возможность компаниям инвестировать в новые месторождения и технологии, отмечает Густафсон. По его мнению, многие люди в правительстве понимают стоящие перед российской экономикой проблемы и неизбежность такого шага, но у чиновников нет консенсуса, как это следует делать.

По мнению Густафсона, есть два варианта развития событий. Сокращение доходов от продажи нефти может спровоцировать борьбу между группами влияния за сокращающуюся нефтяную ренту или правительство объявит курс на комплексную реформу отрасли, чтобы одновременно сократить зависимость государства от нефтяных доходов и простимулировать структурные изменения - дать дорогу инновациям и заинтересовать компании возрождением отрасли в новом качестве. Прогрессивная "нефтянка" может стать двигателем модернизации российской экономики, считает он.