Бизнес
Бесплатный
Эмили Чейзан

Финансовые отчеты компаний США пестрят нестандартными показателями

«Уровень оплаченного членства», «число активных пользователей», «накопленное число клиентов» – компании пытаются доказать, что без новых показателей трудно хорошо понять их бизнес
photoxpress

Наибольшие опасения вызывает то, каким образом компании подают новые индикаторы. В мае SEC попросила риэлторскую компанию Prologis и розничную сеть Home Depot убрать из отчетности некоторые таблицы, поскольку те выпячивали отдельные показатели доходности – далеко не самые важные. Home Depot и Prologis согласились с регулятором. "Мы очень много делаем для того, чтобы понять, как работают компании и как это отражается в отчетности", – сообщила Шелли Пэрретт, замдиректора по учету в подразделении корпоративных финансов Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), выступая на прошлой неделе на конференции в Нью-Йорке.

Особо пристальное внимание SEC уделяет компаниям, готовящимся выйти на фондовый рынок и всячески подчеркивающим уникальность своего бизнеса. По данным юридической фирмы Wilson Sonsini Goodrich & Rosati, из 45 крупнейших американских компаний с венчурным финансированием, проведших IPO в этом году, около 47% представили нестандартные показатели – по сравнению с 26% в 2011 г.

Многие инвесторы соглашаются, что такие показатели могут быть весьма полезны. Но сама их новизна не позволяет проводить сравнения с прошлым и делать выводы, как менялась картина из года в год. "[Эти показатели] не бессмысленны, но вопрос в том, насколько они значимы и как они меняются со временем», – считает Сандра Питерс, возглавляющая отдел финансовой отчетности в CFA Institute.

Действующие в США правила бухучета не запрещают использовать непривычные индикаторы, лишь бы они не вводили инвесторов в заблуждение. Но компании должны пояснить, как они соотносятся со стандартами US GAAP.

Альтернативные индикаторы вышли из моды, когда более 10 лет назад лопнул интернет-пузырь. А до этого нерентабельные компании продвигали себя с помощью таких понятий, как «осведомленность потребителей о продукте» или «число подписчиков интернет-услуг».

Теперь за этим следит SEC. Комиссия заметила, что компании активно использовали новые термины во время роуд-шоу, на встречах с инвесторами и на конференциях, однако в официальную отчетность их не включали. В 2010 г. SEC попросила вносить в отчет альтернативные показатели.

Многие инвесторы не доверяют альтернативным индикаторам, поскольку те не соответствуют жестким требованиям финансовой отчетности и не подлежат аудиту. В прошлом году по настоянию SEC компания Groupon изъяла из подготовленной для IPO отчетности такой спорный параметр, как «скорректированная консолидированная сегментная операционная прибыль» (Adjusted Consolidated Segment Operating Income). Этот параметр исключал затраты на маркетинг – одну из основных статей расходов у Groupon. Но компания провела размещение на фондовой бирже, предложив инвесторам другой специфический показатель – «интегральные абоненты». Позже компании пришлось заменить его на более привычный – «активные пользователи».

Сотрудники SEC продолжают убеждать компании не прибегать к нестандартным показателям, не учитывающим операционные издержки. В сентябре регулятор попросил интернет-компанию Vonage пересмотреть такой параметр, как "операционная прибыль до расходов на маркетинг".

Комитет по стандартам финансового учета выясняет, почему компаниям не хватает стандартного набора параметров: возможно, существующая система имеет недостатки. В прошлом коду комитет опросил 140 компаний и обнаружил определенную закономерность: крупные компании любят обращаться к скорректированным показателям выручки, свободного денежного потока, операционной и чистой прибыли. Небольшие фирмы «корректируют» EBITDA (прибыль до уплаты процентов, налогов, переоценки и амортизации) и свободный денежный поток.

Перевела Анна Разинцева

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать