«Новатэк» разрушает монополию «Газпрома» на экспорт газа

«Новатэк» разрушает монополию «Газпрома» на экспорт газа. По просьбе компании президент Владимир Путин поручил Минэнерго проработать предложение компании о либерализации продаж СПГ
АР

Вопрос о полной отмене монополии регулярно ставят независимые производители газа – не только «Новатэк», но и «Роснефть» и «Лукойл», рассказывал «Ведомостям» высокопоставленный чиновник правительства. Но когда в сентябре Еврокомиссия начала антимонопольное расследование в отношении «Газпрома», они заняли «консолидированную позицию». Представители «Газпрома», «Роснефти» и «Лукойла» отказались от комментариев. А их коллега из «Новатэка» утверждает, что компания добивается лишь отмены монополии на экспорт СПГ.

Минэнерго изучает вопрос об отмене монополии «Газпрома» на экспорт сжиженного природного газа (СПГ), сообщил вчера руководитель министерства Александр Новак. По его словам, такое предложение поступило от «Новатэка» и министерство подготовит свою позицию до конца года. По поручению президента Владимира Путина Минэнерго вместе с заинтересованными ведомствами (включая Минэкономразвития и Минфин) и ключевыми участниками газового рынка прорабатывает предложение «Новатэка», которое поступило в ноябре, уточнил «Ведомостям» замминистра Павел Федоров. Это подтвердил представитель Путина Дмитрий Песков. А представитель «Новатэка» отметил, что смягчение монополии «будет полезно всей газовой отрасли».

В понедельник президент принимал совладельца и предправления «Новатэка» Леонида Михельсона. Но в тот день было объявлено лишь о том, что Путин поручил «Новатэку» вместе с «Газпром экспортом» «в ближайшее время» провести работу по заключению предварительных контрактов на поставку СПГ.

В предложении «Новатэка» отменить монополию на экспорт СПГ, как и в любом другом, есть как положительные, так и отрицательные моменты, говорит Песков. Поэтому Путин поручил специалистам оценить их соотношение и только после этого он сможет сформировать свое мнение, сказал Песков. Минэкономразвития в целом положительно оценивает предложение «Новатэка», но окончательная позиция пока не сформирована, говорит его представитель. Минфин еще готовит позицию, добавил его представитель.

Монополия на экспорт газа действует в России с 2006 г., когда был принят закон «Об экспорте газа», – такое право есть только у «Газпрома» и его 100%-ных «дочек». В России сейчас работает лишь один СПГ-завод – «Сахалин-2», который заработал до введения монополии на экспорт газа, но он подконтролен «Газпрому». Строительство еще двух СПГ-заводов «Газпрома» – на Штокмановском месторождении и во Владивостоке – не раз откладывалось. Зато активно развиваются проекты независимых производителей – «Ямал СПГ» «Новатэка» (запуск завода запланирован на 2016 г., мощность оценивается в 15 млн т) и «Печора СПГ» (2018 г., от 2,6 млн до 8 млн т) группы «Аллтек».

Закон не запрещает агентское соглашение с «Газпромом». Но строительство СПГ-заводов требует миллиардных инвестиций, а банки не хотят предоставлять кредиты под долгосрочные экспортные контракты, если в них фигурирует агент, отмечает гендиректор и совладелец «Печора СПГ» Максим Барский. А совладелец «Новатэка» Геннадий Тимченко недавно говорил в интервью Forbes о другой проблеме: «Газпром экспорт», с которым «Новатэк» подписал агентское соглашение для будущих поставок с Ямала еще летом 2010 г., до сих пор не заключил ни одного контракта и никаких обещаний не дает. Кроме того, Тимченко выступил за отмену монополии «Газпрома», отметив, что его партнер Михельсон «разъясняет нашу позицию в правительстве».

Очевидно, что «Газпром» не в состоянии обеспечить достаточно быстрое наращивание экспорта СПГ из России, хотя конкуренция на рынке обостряется, отмечает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров.

Хотя сейчас доля России в мировом экспорте СПГ невелика (по данным International Gas Union, в 2011 г. составила 4,3%), такая либерализация может стать дополнительным стимулом для развития независимых производителей, отмечает аналитик Номос-банка Денис Борисов.

А монополия «Газпрома» на экспорт в целом, вероятно, будет отменяться поэтапно и вряд ли стоит ждать, что за либерализацией экспорта СПГ последуют аналогичные шаги в отношении трубопроводного газа в ближайшее время, иначе это приведет к дальнейшему снижению цен для концерна на внешнем рынке, говорит Нестеров. Экспортная монополия «Газпрома» – это основа газовой стратегии Путина, добавляет директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Речь может идти только о размерах комиссионных «Газпром экспорта», уверен он.