Авто
Бесплатный
Ирина Кезик

Повышение качества топлива: за нерасторопность нефтяников заплатят автовладельцы

Россия медленнее Европы внедряет экологические стандарты качества для топлива из-за того, что нефтяники срывают сроки модернизации НПЗ. Правительству надоело их ждать, поэтому заплатить за это уже в следующем году, скорее всего, придется автовладельцам
С.Портер / Ведомости

«Бесконечно это оттягивать невозможно», – негодовал президент Владимир Путин в октябре по поводу переноса сроков ввода топливных стандартов более высокого класса на встрече с губернатором Ярославской области Сереем Ястребовым и представителями общественности региона (цитата по «Прайму»). И тем не менее нефтяники просят о возможности продлить оборот топлива класса «Евро-2» до середины 2013 г. Минэнерго больше не намерено откладывать ввод нового стандарта качества.

Медленно и с задержками

Россия начала борьбу за экологичность бензина и автомобилей намного позже Европы. Техрегламент для топлива и двигателей регламентирует количество выбросов вредных веществ: сажи, окисей азота, твердых веществ и т.д. Первый стандарт – «Евро-1» был установлен в Европе еще в 1992 г. Через три года на смену пришел «Евро-2», ужесточивший требования к содержанию углеводородов почти в 3 раза. Стандарт «Евро-3» ввели в Европе в 1999 г., а «Евро-4» – в 2005 г. Сейчас в Евросоюзе действует еще более жесткий «Евро-5», введенный в 27 странах с 1 января 2009 г. На 2015 г. там намечен переход на «Евро-6». Европейские страны, принявшие на себя обязательства по контролю за качеством, также запрещают использовать на своей территории автомобили, не соответствующие этим стандартам.

В России стандарт «Евро-2» был введен и начал учитываться при получении сертификатов на транспортные средства и бензин только в 2006 г. Регламент для топлива класса «Евро-3» в России появился в 2008 г., но продавать бензин и дизель класса «Евро-2» было по-прежнему можно. Запретить его оборот на территории России планировалось уже к 2009 г., но нефтяники все никак не успевали модернизировать НПЗ. Из-за этого срок действия «Евро-2» продлевался несколько раз. Сначала до 2010 г., потом – до 2011 г. Но это не помогло: запрет на реализацию топлива класса «Евро-2» с 1 января 2011 г. обернулся коллапсом. На внутреннем рынке стало не хватать топлива: благодаря программе утилизации старых автомобилей количество машин в стране резко выросло. «Мы не были готовы к тому, что такое количество машин в такие сроки приобретут наши граждане», – признавал в конце прошлого года президент «Лукойла» Вагит Алекперов. В итоге цены начали расти, перед заправками выстроились очереди. И в сентябре чиновники продлили действие техрегламента, который разрешил продавать топливо стандарта «Евро-2» до 31 декабря 2012 г.

Тем временем автопроизводители с 2013 г. переходят уже на стандарт «Евро-4» (производство и импорт в страну автомобилей классом ниже будут запрещены). Представители всех крупнейших российских автозаводов уверяют, что готовы к переходу. Некоторые из них недовольны нерасторопностью нефтяников. «Рассинхронизация введения регламентов для автозаводов и производителей топлива» создает автопроизводителям дополнительные проблемы, отмечает представитель «Камаза»: «Двигатели уровня «Евро-4» требуют солярки с низким содержанием серы, в противном случае мотор может сломаться – и его ремонт не будет гарантийным случаем». «АвтоВАЗ» поддерживает экологические инициативы правительства, говорит представитель компании: «Но решение о переходе на новые экостандарты должно учитывать готовность не только автопроизводителей и нефтепереработчиков, но и сети АЗС».

Переход состоится?

Не все НПЗ выполнили план модернизации. Летом нефтяные компании попросили правительство изменить сроки ввода определенных установок на своих заводах. Представители ТНК-ВР, «Лукойла» и «Газпром нефти» подтвердили «Ведомостям» эту информацию, отметив, что их компании просили правительство перенести сроки модернизации НПЗ, но не сам переход на «Евро-3». «Лукойл» и «Башнефть» уже производят топливо стандартов «Евро-4» и «Евро-5», рассказывают их представители. Со следующего года к ним присоединится «Газпром нефть», добавляет представитель компании. Их коллега из «Роснефти» (крупнейший производитель нефтепродуктов), впрочем, признал, что госкомпания выступает за продление «на некоторое время» оборота «Евро-2». Представитель «Сургутнефтегаза» на запрос «Ведомостей» не ответил.

Компании почти на 70% срывают сроки модернизации НПЗ, сообщил «Интерфакс» в октябре: из 45 установок, ввод которых был запланирован на 2013–2014 гг., срок запуска переносится по 31.

Из-за этого ФАС предложила сдвинуть на полгода запрет на использование в России топлива низких экологических классов, рассказал замруководителя службы Анатолий Голомолзин.

Но на этот раз Минэнерго не собирается идти навстречу нефтяникам. «Реформа переносилась уже дважды. Но на сей раз чиновники не намерены отступать от графика», – сказал «Ведомостям» замминистра энергетики Павел Федоров. Иначе нарушается концепция постепенного планового улучшения качества моторного топлива в стране, объясняет он. Вице-премьер – куратор ТЭКа Аркадий Дворкович поддерживает Минэнерго, сообщил «Ведомостям» представитель секретариата. Федоров, впрочем, признал, что не все нефтяные компании подготовились к переходу на «Евро-3», поэтому из оборота будет выведено около 1 млн т автобензина. Чтобы не допустить повторения ситуации, возникшей в 2011 г., нефтяные компании будут обязаны поставлять выпадающие объемы топлива из-за рубежа. Например, из Белоруссии.

Россия с 2011 г. поставляет нефть в Белоруссию без пошлины, а та, экспортируя полученные нефтепродукты, должна вернуть пошлину в российский бюджет. Поставки на 2013 г. Белоруссия просит увеличить до 23 млн т. Россия предлагает ввозить обратно 2,1 млн т нефтепродуктов, соответствующих стандарту «Евро-3». «Мы не говорим «нет», мы говорим «да», но если это будет на рыночных условиях», – заявлял первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко. Он подчеркнул, что республика согласна поставлять в Россию высокооктановые бензины, если такие поставки будут хотя бы безубыточными. Но в любом случае это временная мера, которая будет действовать до тех пор, пока российские НПЗ не завершат модернизацию производства, подчеркнул Семашко.

Переговоры продолжаются, в том числе речь и о «поставках нефти и возвратных поставках нефтепродуктов», рассказал «Ведомостям» Федоров. При этом он подчеркивает, что диалог с Белоруссией никак не повлияет на позицию министерства о том, что запрет на продажу топлива класса «Евро-2» с нового года должен быть введен.

Сколько стоит импорт

Таким образом, в следующем году росcияне протестируют импортный бензин на своих автомобилях. И это будет недешевое удовольствие. С одной стороны, дефицит в 1 млн т топлива не очень существен и если бензин пойдет из Белоруссии (без пошлин по правилам Таможенного союза), то это незначительно отразится на цене, рассуждает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Но не стоит забывать, отмечает он, что, например, Мозырский завод находится ближе к границе с Украиной, где цены на нефтепродукты выше, чем в России, поэтому продавать бензин туда выгоднее. Например, две недели назад разница в ценах на белорусский бензин при поставках на Украину и в Россию составляла около $40 за тонну в пользу Украины, отмечал директор по развитию бизнеса Argus Михаил Перфилов. Бензин будет выгодно поставлять в Россию, если «Роснефть» не будет демпинговать, отмечает руководитель Российского топливного союза Евгений Аркуша: «Цены на заправках этой компании были самыми низкими».

Заместитель гендиректора компании-трейдера «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктор Костюков говорит, что найти за рубежом топливо будет нетрудно, ведь в России оптовые цены выше. Если не удастся договориться с Белоруссией, топливо можно покупать с литовского НПЗ Mazeikiu nafta, которым владеет польская PKN Orlen, рассуждает эксперт.

По оценке Полищука, в следующем году стоит ожидать подорожания бензина на различные виды топлива на 2 руб. Во-первых, напоминает он, с 1 января 2013 г. в России повысятся акцизы в среднем на 50 коп. за литр. Во-вторых, чтобы Белоруссии было выгодно продавать в Россию бензин, нельзя сдерживать цены, а если с белорусами договориться не удастся, цены в любом случае вырастут – поставки из других стран будут дороже из-за логистики и влияния экспортной пошлины.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать