Где «Роснефть» найдет деньги на покупку ТНК-BP

Предстоящая покупка ТНК-BP потребует от «Роснефти» не только занять более $30 млрд, но и чуть ли не до копейки потратить собственные накопления и даже средства ТНК-BP
«Роснефти» придется сконцентрировать все ресурсы для покупки ТНК-BP/ Г.Сысоев/ РИА Новости

«Роснефть» также намерена использовать существующие средства, причем не только свои, но и самой ТНК-BP. По данным госкомпании, на 30 сентября обе они обладали денежными средствами и их эквивалентами, а также краткосрочными финансовыми инвестициями и финансовыми активами на сумму свыше $15 млрд. Большая часть этой суммы ($11,06 млрд) приходится на «Роснефть», остальное (около $4 млрд) – на ТНК-BP.

Синдикат международных банков готов предоставить «Роснефти» примерно $30 млрд на покупку ТНК-BP, в том числе $7,5 млрд в виде долгосрочного финансирования, говорится в меморандуме к размещению еврооблигаций компании (есть у «Ведомостей»). Размер выпуска евробондов пока не определен, они размещаются в рамках программы на $10 млрд.

Но банковских кредитов и средств от размещения облигаций явно не хватит. Денежная часть сделки по приобретению ТНК-BP у BP и консорциума ААР («Альфа-групп» – Access Industries – «Ренова») составляет $45,1 млрд, продавцам также будут выплачены проценты на причитающиеся им суммы – с середины октября, когда были заключены предварительные соглашения, до завершения сделок, сказано в меморандуме. В случае если это произойдет в конце июня 2013 г. (ранее участники сделки говорили, что рассчитывают ее завершить до конца первого полугодия), то выплаты по процентам могут достичь $1 млрд.

Среди других источников финансирования – заимствования в российских банках, выпуск долговых бумаг в России (в частности, рублевых облигаций в рамках программы на $3 млрд, из которой около $600 млн было привлечено в октябре), внутренние денежные потоки, выплаты в рамках долгосрочных экспортных контрактов и продажа активов, предусмотренная программой оптимизации, отмечается в документе.

Вполне логично, что «Роснефть» намерена использовать средства ТНК-BP, так как с момента оценки компании она обязуется платить ее акционерам проценты по денежным составляющим сделки, а сама, судя по меморандуму, получает доступ к финансовым ресурсам ТНК-BP начиная с IV квартала 2012 г., отмечает аналитик «Метрополя» Сергей Вахрамеев. В частности, по условиям соглашения «Роснефти» переходят права BP на дивиденды ТНК-BP за 2012 г. (в этом году еще не выплачивались), говорил ранее представитель британской компании (представитель ААР тогда сказал, что вопрос выплаты дивидендов не обсуждается).

К тому же, представляя сделку инвесторам в конце октября, президент «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что это «все наши деньги», в ответе на вопрос о судьбе денежных средств ТНК-BP. Фактически «Роснефть» продолжает политику существующих акционеров СП, которые получали в виде дивидендов большую часть (80–90%) чистой прибыли компании, отмечает аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Лукашов. «Роснефть» также может получить средства ТНК-BP в виде дивидендов или сначала привлечет краткосрочные кредиты, которые после завершения сделки с их помощью погасит. Заем представляется более вероятным вариантом, а в случае выплаты дивидендов «Роснефти» придется делиться с миноритариями российской «дочки» ТНК-BP – «ТНК-BP холдинга» (владеют 3,5% обыкновенных акций и 5,3% уставного капитала), предупреждает Вахрамеев. Например, по его оценкам, в случае если СП направит на дивиденды весь свободный денежный поток 2012 г. (ожидается на уровне $5,5 млрд), миноритарии могут рассчитывать на $300 млн. Но дивиденды – единственный законный способ по извлечению средств ТНК-BP, говорил ранее «Ведомостям» управляющий Dexia Emerging Markets Fund (миноритарий «ТНК-BP холдинга») Филипп Скрев.

Представитель «Роснефти» отказался от комментариев.