Российские металлурги массово останавливают заводы в Европе из-за падения спроса на сталь

Из-за снижения потребления стали в Европе российские металлурги один за другим приостанавливают работу расположенных там заводов
Алексей Мордашов больше не плавит сталь в Италии/ А.Махонин/ Ведомости

В декабре будет приостановлена доменная печь на итальянском заводе компании Lucchini (50,8% акций принадлежит Алексею Мордашову, основному владельцу «Северстали»), сообщило Reuters со ссылкой на представителя компании. Мощность Lucchini — около 2,5 млн т стали в год (примерно 10% общего производства в Италии в 2011 г.). Впрочем, предприятие у Мордашова готова купить швейцарская Klesch, пишет Reuters. «Интерфакс» со ссылкой на итальянские СМИ сообщил, что Klesch предложила 200 млн евро. Вопросы, переданные Мордашову через представителя «Северстали», остались без ответа. Получить комментарии представителя Klesch не удалось

Lucchini управляют банки-кредиторы. В феврале акционеры Lucchini (сам Мордашов и «Северсталь») достигли соглашения о реструктуризации долга на 724 млн евро. По нему, кресла в совете директоров заняли представители кредиторов. И это не первая остановка металлургических заводов в Европе. На прошлой неделе о временной остановке электросталеплавильных цехов и прокатного производства в Румынии, а также Донецкого электрометаллургического завода на Украине из-за неблагоприятной конъюнктуры объявил «Мечел». Evraz еще в октябре приостановила выплавку стали на чешском предприятии Evraz Vitcovice Steel, но продолжила выпускать там прокат.

Время от времени приостанавливает производство для ремонта и модернизации НЛМК (всего у компании шесть прокатных заводов в Европе), рассказал представитель компании. У НЛМК есть плавильная печь в Италии, но она не рассчитана на массовый спрос — производит всего 200000 т в год и сейчас спрос на ее продукцию стабильный, добавляет представитель НЛМК. Сейчас планов закрывать или останавливать европейские заводы у компании нет, добавил он.

Себестоимость производства стали и проката в Европе выше, чем в России, но российские компании старались приобрести здесь мощности из-за большой емкости европейского рынка (он один из крупнейших в мире), близости к потребителям — автозаводам, строительным компаниям, поясняет аналитик «Ренессанс капитала» Борис Красноженов. Но после кризиса 2008 г. рынок сократился, отмечает он. К 2011 г. потребление стали в Европе упало на 22,5% в сравнении с 2006 г. до 155 млн т, прогноз на 2012 г. — ниже 145 млн т в год, «без перспектив быстрого восстановления», отмечает представитель НЛМК. Ситуация усугубляется из-за европейского кризиса, считает Красноженов: страдают основные потребители проката — автопроизводители (в том числе Ford, Peugeot-Citroen планируют сокращать мощности). Падают и цены, напоминает Красноженов. Так что решения о приостановках объяснимы, резюмирует он. Волна восстановления после кризиса прошла, но спрос оказался не таким сильным, как ожидалось, отмечает аналитик Societe Generale Сергей Донской.

По оценке Красноженова, цены на сталь начнут восстанавливаться в I квартале 2013 г. в том числе благодаря росту потребления в Китае. По мнению Донского, металлурги могут рассчитывать на рост, если будут сокращены избыточные мощности. Но пока компании не рискуют закрывать заводы из-за роста социальной напряженности и в надежде на восстановление рынка в обозримой перспективе, замечает Донской.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (Смарт-версия).