МЭА советует России скорректировать энергостратегию

Революция в глобальной энергетике внесет существенные коррективы в планы российских чиновников
AFP

Рыночная ниша на газовом рынке в Европе отсутствует до 2017 г., предстоит жесткая ценовая конкуренция между поставщиками: новые крупные игроки обеспечат поставки 200 млрд куб. м к 2020 г., отмечает директор Энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Григорий Выгон.

Энергетическая карта мира меняется: конкуренция между регионами и разными видами топлива увеличивается из-за прорыва США в нефтегазодобыче, России придется скорректировать экспортную стратегию под меняющийся рынок, заявила исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА) Мария ван дер Ховен на Global Energy Intelligence Day в Москве.

Энергостратегия России до 2030 г. была написана в 2008 г., до начала бума добычи сланцевого газа и нетрадиционной нефти. «Россия не только сохранит свои позиции на мировом энергетическом рынке как крупнейший поставщик энергоносителей, но и качественно изменит характер своего присутствия на нем», - говорится в документе.

Россия останется ключевым игроком глобальной энергосистемы, но ей придется учитывать новый ландшафт мировой энергетики, считает ван дер Ховен. По прогнозу агентства, США станут нетто-экспортером природного газа в 2020 г., энергосамодостаточными - уже к 2035 г. , по добыче нефти обгонят Саудовскую Аравию к 2020 г.

Будущим рынком сбыта для российского сжиженного газа считались США, тема закрыта, признает сотрудник Минэнерго. Министр энергетики Александр Новак в августе пообещал скорректировать стратегию с учетом добычи роста сланцевого газа в США и развития производства сжиженного газа в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

По прогнозу МЭА, спрос на газ вырастет на 50% до 5 трлн куб. м к 2035 г.: в ЕС - с 60 до 80%, в Индии - с 20 до 40%, в Китае - с 18 до 40%, в Японии и Корее останется на отметке, близкой к 100%, но половина потребностей будет покрываться за счет новых поставщиков - США, Австралии и Китая. Глобальный спрос на нефть к 2035 г. вырастет до 99 млн барр. в сутки против 87,4 млн барр. в 2011 г. Драйверами роста потребления станут Индия и Китай, потребности которых вырастут на 21%, прогнозирует МЭА.

Условия работы для экспортеров изменятся: рост добычи нетрадиционного газа будет давить на цены по долгосрочным контрактам, считает ван дер Ховен. Дешевый газ в США заставит поставщиков также снижать цены, «Газпром» - в их числе, уверены аналитики Eсonomist Intelligence Unit. По данным Oxford Institute for Energy Studies (OIES), средняя стоимость 1000 куб. м газа в США в 2012 г. составила $80 против $400 в Европе, в 2012 г. ЕС переплатил за газ $155 млрд. Средняя цена газа по зарубежным контрактам «Газпрома» в первом полугодии — $381 руб. за 1000 куб. м. (данные отчетности).

Рынок фундаментально меняется: правила начинает диктовать покупатель, а не продавец, считает зампред комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный.

Европейские потребители активно выступают за пересмотр контрактов с 2009 г. Поставщики газа должны снизить цены, иначе они потеряют рынки, заявил на этой неделе руководитель департамента МЭА Ласло Варрон. Факторы риска для российского газа на европейском рынке усиливаются: снижается коммерческая и политическая привлекательность, объемы спотовой торговли растут быстро (на 30-40% в год), идет замена газа углем в электроэнергетике, спрос на газ в Европе не восстановится до докризисного уровня как минимум до 2018 г., отмечает Выгон. Инвесторы недовольны, экспортный потенциал "Газпрома" снижается, отмечает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров.

«Газпрому» придется адаптировать контракты, цены и направления экспорта сырья, согласны в EIU.

России предстоит столкнуться с ужесточением конкуренции и в нефтяной отрасли, предупреждает МЭА: Ирак станет вторым мировым производителем, сместив Россию на третью строчку. Себестоимость добычи в Ираке в 7-10 раз ниже, чем в России, отметила ван дер Ховен.

У нефтяной отрасли нет стимула наращивать добычу из-за структуры налогообложения, которая не стимулирует развитие проектов, сетует президент «Башнефти» Александр Корсик. Благодаря новым технологиям можно добиться роста добычи даже на старых месторождениях, но российская налоговая система не предусматривает использование дорогих технологий и не делает добычу трудноизвлекаемой нефти коммерчески оправданной, согласен руководитель департамента стратегического планирования «Газпром нефти» Сергей Вакуленко.

До сих пор у государства не было необходимости считать экономику каждого проекта, стояла задача сделать систему налогообложения максимально прозрачной и понятной, признал замминистра энергетики Павел Федоров: назрела необходимость заключения более сложного контракта с отраслью, который бы учитывал разные условия добычи, в том числе труднодоступность ресурсов и капиталоемкость проектов. Но в один день систему изменить нельзя, признал он: «Нужно создавать блок финансового и экономического анализа новых проектов».