Четыре петербургские компании с оборотом до 2 млрд руб. собрались на биржу

Все больше петербургских компаний привлекают средства для развития на бирже. Первичное размещение повышает шансы на привлечение кредитов и инвестиций
Е.Кузьмина/ Ведомости

Петербургский производитель и поставщик оптических приборов ОАО «Левенгук» в начале декабря разместил акции в секторе «рынок инноваций и инвестиций» (РИИ) Московской биржи. Пришло понимание, что для развития компании катастрофически не хватает свободных денежных средств, говорит совладелец и гендиректор «Левенгука» Антон Епифанов. По его словам, темпы роста вынуждали увеличивать расходы: наращивать складской запас, нанимать дополнительный персонал.

Епифанов основал группу «Левенгук» в 2002 г. в США. Компания занималась дистрибуцией оптической техники на рынки России, СНГ и Восточной Европы. В 2007 г. она перевела головной офис в Россию и размещает контракты на производство оптических приборов под маркой Levenhuk в Китае и на Тайване. В 2008 г. начала развивать розничную сеть «Четыре глаза», в ней уже 50 собственных и франчайзинговых магазинов оптики в 30 городах России, планируется расширить ее до 150 магазинов. По итогам 2011 г. «Левенгук» увеличил выручку на 76,2% до 196 млн руб., сообщается в инвестмеморандуме.

Один из российских банков открыл компании кредитную линию на 60 млн руб., рассказывает Епифанов. Занять больше не удается. Банкам нужны залоги, которых у компании нет. Епифанов рассказывал, что закладывал собственную квартиру и автомобиль, чтобы получить кредит. При большом объеме инвестиций компаниям обычно не хватает обеспечения, чтобы продолжать развиваться за счет кредитов, констатирует директор по инвестициям УК «ТКБ БНП Париба инвестмент партнерс» Владимир Цупров. Венчурные проекты в большинстве случаях банки не интересуют – слишком много рисков, говорит директор регионального центра «Северо-Западный» Райффайзенбанка Александр Конышков.

Для внешнего финансирования у компании было два пути – привлечение частного капитала или выход на биржу, говорит Епифанов. При выходе на биржу компания получает независимую оценку и ее акции можно закладывать банкам для пополнения оборотного капитала. Открытость повышает доверие клиентов при выходе на зарубежный рынок, рассуждает он. Долевое инвестирование позволяет создать рыночную капитализацию и публичную историю компании, говорит заместитель директора северо-западного филиала ОАО «Московская биржа» Елена Семыкина. Повышение узнаваемости компании в инвестиционном сообществе в дальнейшем способствует снижению стоимости заимствований, добавляет она. Прозрачная отчетность компании при качественном аудиторе, возможно, повысит шансы при получении кредита, говорит Конышков.

Подготовка к размещению на бирже, включая аудит, стоит около 7–8 млн руб., говорит гендиректор ООО «Скайинвест секьюритиес» Андрей Гусев. Программа господдержки малого и среднего предпринимательства комитета экономического развития предусматривает субсидирование 50% (но не более 5 млн руб.) затрат на подготовку к выходу на биржу, говорится на сайте комитета. По словам Епифанова, «Левенгук» рассчитывает на компенсацию части затрат.

В этом году подали заявки на размещение в секторе РИИ Московской биржи четыре петербургские компании, говорит Семыкина. Это компании из разных отраслей с инновационной идеей и выручкой до 2 млрд руб., добавляет Гусев.

«Левенгук» рассчитывал продать 19% (9,5 млн акций) примерно за 120 млн руб., а средства потратить на расширение розничной сети, производство оптической техники и экспансию за рубеж, сообщается в инвестмеморандуме.

В результате торгов по системе адресных заявок «Левенгук» совершил две сделки на общую сумму, не превышающую 2,5 млн руб. Епифанов надеется реализовать запланированный пакет акций во внебиржевых сделках и в режиме открытых торгов. Есть договоренность о продаже 7% акций инвестфонду Quadro Capital Partners.

Поставщик офисных и канцелярских товаров «Живой офис» собирался в конце 2012 г. продать 25% уставного капитала в секторе РИИ на Московской бирже и привлечь около $10 млн. Компании нужны средства на запуск контакт-центра в Твери, расширение ассортимента и производство товаров под СТМ. В конце ноября было решеноперенести IPO на весну 2013 г., сообщила в конце ноября председатель совета директоров Эльвира Пикалева. По ее словам, рыночная конъюнктура пока не подходит для выхода на биржу. За последние два месяца фондовые рынки упали на 15%, говорит управляющий партнер Falcon Advisers Игорь Кованов.

Переработчик металлического лома ОАО «Вторресурсы» в июне продал на бирже 7,4% акций из планируемых 20% и привлек 47 млн руб. вместо 127,5 млн руб. Деньги пойдут на расширение региональной сети и развитие собственной транспортно-логистической базы. Еще около 10% акций было продано на вторичных торгах, говорит представитель ООО «Скайинвест секьюритиес», листингового агента «Вторресурсов».

ОАО «Группа компаний «Роллман» (производитель фильтров) намерено до конца года разместить на бирже до 25% акций и привлечь 300–350 млн руб., сообщается на сайте его листингового агента. Выручка компании – около 1 млрд руб., знает близкий к ней источник.

Инвесторы платят за инновационные компании, которые обещают взрывной рост, до 15 EBITDA, говорит Цупров. По его словам, часто акции компании падают после размещения: всегда трудно оценить бизнес, который работает в узком сегменте рынка

По словам Семыкиной, в следующем году на биржу может выйти вдвое больше компаний. Успешность компании зависит от того, насколько активно владельцы будут искать инвесторов после первичного размещения, заключает она.