Суд отложил отзыв иска к BP более чем на $3 млрд

У «Роснефти», которая еще не купила ТНК-BP, уже появился рычаг для давления на своего будущего партнера – BP. По ее требованию суд не стал утверждать отказ иска к британской компании миноритария «ТНК-BP холдинга» более чем на $3 млрд
Д.Абрамов/ Ведомости

В пятницу Восьмой арбитражный апелляционный суд Омска должен был утвердить отказ миноритария «ТНК-ВР холдинга» Андрея Прохорова от иска к структурам ВР на 100,4 млрд руб. – во столько в июле Тюменский арбитражный суд оценил ущерб от того, что директора от британской компании в начале 2011 г. не предупредили компанию о готовящемся альянсе с «Роснефтью». BP обжаловала это решение, а после того, как она заключила мировую с ААР, вторым акционером ТNК-BP Limited (контролирует 95% «ТНК-ВР холдинга»), Прохоров отказался от иска.

Но в пятницу суд не принял этот отказ, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к одной из сторон процесса. По ходатайству «Роснефти», выступающей в качестве третьей стороны, рассмотрение было отложено на 24 января, говорит он.

Иск Прохорова является косвенным, деньги в случае выигрыша должен был получить не истец, а «ТНК-ВР холдинг». А так как речь идет о возможном получении имущества стоимостью свыше $3 млрд, суд обязан выяснить мнение «ТНК-ВР холдинга» о том, будут ли нарушены его права, если суд примет отказ от иска, пересказывает собеседник «Ведомостей» аргументы «Роснефти». Решение о подаче и отзыве исков на сумму свыше $100 млн по уставу компании должен принимать совет директоров холдинга (пункт 8.2 статьи 8 устава) и отсутствие такого решения может стать поводом для судебных разбирательств в дальнейшем, продолжает он. Содержание ходатайства подтверждает адвокат BP Константин Лукоянов. По его словам, BP не возражала против переноса, но позиция «ТНК-ВР холдинга» озвучена не была.

Просьба «Роснефти» о переносе иска стала неожиданностью для представителей всех сторон, прежде всего ВР, рассказывает один из собеседников «Ведомостей»: британская компания считает себя партнером российской (за 50% ТНК-BP она получит $17,1 млрд и 12,84% «Роснефти», а затем приобретет еще 5,66% компании), а дальнейшее рассмотрение этого иска грозит ВР потерей более $3 млрд, добавляет он. Фактически «Роснефть» оставляет себе место для маневра, чтобы держать BP «на крючке», добавляет бывший топ-менеджер ТНК-BP.

Впрочем, Лукоянов это отрицает: «Мы уверены, что «Роснефть» не поддержит абсурдные требования миноритария, ее представители уже не раз заявляли свою позицию о необоснованности иска и об отсутствии даже гипотетических убытков «ТНК-ВР холдинга». Суд должен рассмотреть, не нарушает ли отказ от иска интересы третьих лиц, в данном случае не только «ТНК-ВР холдинга», но и «Роснефти», чем и пользуется компания, отмечает адвокат, преподаватель МГИМО Илья Рачков. Но ей ничто не мешает поменять позицию и потребовать компенсацию убытков от BP, снизив затраты на сделку, добавляет он.

Представители «Роснефти» и ТНК-BP отказались от комментариев.