"Газпром" остался единственным противником допуска частных компаний на шельф

До сих пор газовую монополию по этому вопросу поддерживала "Роснефть"
Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и президент «Роснефти» Игорь Сечин/ Г.Сысоев/ РИА Новости

Согласно действующему законодательству, разрабатывать его могут только государственные компании с более чем 5-летним опытом работы в акватории России. Под данное требование подпадают только «Роснефть» и «Газпром». Частные российские компании несколько раз обращались в правительство с просьбой допустить их к разработке шельфа.

Все ведомства и компании, за исключением «Газпрома», поддержали предложения Минприроды о предоставлении частным компаниям права работать на шельфе, заявил "Интерфаксу" по итогам отраслевого совещания в Новом Уренгое министр природных ресурсов Сергей Донской.

В частности, Минприроды предложило выдавать лицензии на геологоразведку частным компаниям без конкурса, а в случае открытия крупного месторождения госкомпании будут иметь опцион на вхождение в такой проект с 50% плюс 1 акция. Кроме того, Минприроды предложило отдавать частным компаниям лицензии на разведку и добычу на те участки, от которых отказались госкомпании.

"Газпром" категорически против участия частных компаний в геологоразведке газовых участков на шельфе, подтвердил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер. "Мы не видим ответа на вопрос, зачем это нужно", - сказал он журналистам после совещания.

В конце прошлого года Миллер и президент «Роснефти» Игорь Сечин направили президенту Владимиру Путину по крайней мере два письма, в которых отстаивали свое эксклюзивное право осваивать шельф и жаловались на Минприроды и Роснедра, затягивающие, по их мнению, выдачу госкомпаниям новых лицензий.

Перед началом совещания президент «Лукойла» Вагит Алекперов заявил журналистам, что он выступает за создание специального межведомственного органа для допуска по квалификации и рассмотрения заявок на разработку проектов на шельфе. «У нас есть правительственная комиссия, органы государственного управления, Министерство природных ресурсов. Если необходим межведомственный орган такой, как директорат в Норвегии, который проводит квалификацию и осуществляет допуск к работе на шельфе, то вполне возможно создание такого органа на межведомственном уровне», - цитирует слова Алекперова «Интерфакс». Такой орган мог бы периодически собираться, проводить квалификацию и осуществлять допуск юридических лиц для работы на шельфе, считает он.

Премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на совещании, заявил, что все решения по освоению континентального шельфа должны носить долгосрочный характер, поскольку только в этом случае удастся привлечь необходимые ресурсы: «Конечно (должен быть) понятный и стабильный правовой режим, который позволяет принимать долгосрочные решения. В силу специфики работы на шельфе все решения, которые мы принимаем, должны носить долгосрочный характер» (цитата "РИА Новости»). Это должны осознать «все, кто намерен заниматься континентальным шельфом», отметил премьер: «Только в этом случае мы сможем саккумулировать необходимые для этого финансовые ресурсы».

Вице-премьер Аркадий Дворкович, комментируя итоги совещания, пообещал, что правительство доработает вопрос о допуске частных компаний к работе на шельфе. "Вопрос в том, кто будет заниматься геологоразведочными работами на шельфе - частные компании или государственные. Мы его окончательно доработаем и решим, но принципиально таких компаний может быть и больше, вопрос в оплате их работы", - заявил чиновник (цитата по "РИА Новости").

По его словам, в ходе совещания Медвеедв дал поручение проанализировать действующий механизм возврата участков недр в нераспределенный фонд и высказать предложения о том, целесообразно ли его менять. "Если возврат произведен, то дальше есть развилка: держать соответствующие лицензии в нераспределенном фонде, либо выставлять на какие-то процедуры, на торги. Есть предложения по выставлению этих участков на аукционы или иные способы торгов, а по итогам выдача лицензий, либо формирование консорциумов с участием госкомпаний и частных компаний, которым будут выдаваться эти лицензии", - пояснил вице-премьер.

При этом Дворкович подчеркнул, что речь идет только о российских частных компаниях: "Когда мы говорим о частных компаниях, я подчеркну, что речь идет только о национальных компаниях, а не иностранных компаниях, которые могут владеть лицензиями".