Монополия «Газпрома» и «Роснефти» в отношении шельфовых месторождений пока неразрушима

Попытки правительства и частных компаний нарушить монополию «Газпрома» и «Роснефти» в отношении шельфовых месторождений пока безрезультатны. Теперь бескомпромиссную позицию занял «Газпром»
Алексей Миллер (справа) не готов поступиться лоббистскими завоеваниями Игоря Сечина (слева)/ М. Стулов/ Ведомости

Начиная с 2008 г. по закону «О недрах» право на разработку месторождений континентального шельфа есть только у компаний, подконтрольных государству. Но частные компании не оставляют попыток пролоббировать смягчение этого режима. Ведь потенциальные ресурсы российского шельфа оцениваются в 76 млрд т условного топлива, тогда как разведанные запасы всей России составляют 10 млрд т.

Управляющий активами ИК «Грандис капитал» Андрей Толстоусов объясняет жесткую позицию «Газпрома» тем, что частные разработчики газовых месторождений шельфа станут конкурентами «Газпрома» на экспортном рынке, как, например, это получилось с шельфовыми месторождениями Сахалина. «В случае поставок в Европу этот шельфовый газ обязательно будет конкурировать с трубным экспортом газовой монополии, и, естественно, это не нравится «Газпрому», – полагает Толстоусов. Аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук согласен, что «Газпром» опасается конкуренции. «Тем более что крупные месторождения могут использоваться для выхода на зарубежные рынки по принципу обмена долями с иностранными компаниями, как это сделала «Роснефть», – говорит Полищук.

Вчерашнее совещание премьер-министра Дмитрия Медведева, несмотря на долгую подготовку, так и не дало ответа на вопрос, какую позицию займет государство. Выступавший с докладом министр природных ресурсов Сергей Донской предложил компромиссный механизм, сохраняющий приоритет госкомпаний в этой сфере, но дающий небольшие шансы и частникам. По нему частные компании могут получать лицензии на проведение геологической разведки без конкурса, но, если они обнаружат крупное месторождение, в проекте по его разработке опцион на 50% плюс 1 акция будет предложен госкомпаниям. Кроме того, министерство предложило снимать «шельфовые» ограничения на разработку участков недр, от которых отказались госкомпании, и передавать их частным компаниям в обычном порядке, установленном для участков суши. Донской даже допустил параллельное существование двух налоговых режимов: для разрабатывающих шельф госкомпаний – налоговые льготы по НДПИ и обнуление пошлин на экспорт добытой нефти, а для частных компаний – систему налогообложения с прибыли.

Последняя идея не нашла поддержки у Минэнерго, «Роснефти», «Зарубежнефти», «Газпрома» и «Лукойла», признался министр. Как рассказал «Ведомостям» замминистра энергетики Павел Федоров, оно противоречит российскому законодательству, которое «не предусматривает дифференциации налоговых режимов в зависимости от состава акционеров».

А против предложений передавать частникам ненужные госкомпаниям участки неожиданно резко выступил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер. Другие же присутствовавшие на совещании госчиновники и руководители поддерживали этот вариант, сообщил Донской. Не возражал и президент «Роснефти» Игорь Сечин, который в бытность свою вице-премьером и куратором ТЭКа сам инициировал жесткие ограничения на разработку шельфа.

Но «Газпром» не хочет расставаться даже с малоинтересными участками, прямо заявил журналистам Миллер. «Ответа на вопрос, зачем нужен доступ частных компаний к газовым ресурсам на шельфе, нет. Мы там продолжим работать и никому шельф не отдадим» – такой комментарий Миллера передал «Ведомостям» официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. Монополия, по словам вице-премьера Аркадия Дворковича, в ближайшее время получит лицензию на 17 участков шельфа (из 29, на которые поданы заявки).

В прошлом году вместе с Миллером против частных конкурентов выступал и Сечин. Корректировка действующего закона «О недрах» ориентирована не на развитие шельфа, а «на докапитализацию ряда частных компаний с иностранным капиталом», объясняли свою позицию Миллер и Сечин в письме президенту. Но на вчерашнем совещании Сечин занял нейтральную позицию: «Разные варианты обсуждаются. Как состоится решение правительства, как оно согласуется, так и будем действовать» (цитата по «Интерфаксу»). Пока же правительство, по словам Дворковича, выделит «Роснефти» 12 лицензий на работу на шельфе – все, которые хотела компания. Смягчение позиции Сечина может объясняться тем, что его компания заинтересована разделить бремя инвестиций на шельфе с частниками, ведь самой «Роснефти» сейчас предстоит направить колоссальные ресурсы на покупку ТНК-ВР.

Однако вчерашнее совещание не поставило точку в вопросе, кто и на каких условиях сможет работать на континентальном шельфе. «Вопрос о том, кто будет заниматься геологоразведочными работами на шельфе – частные компании или государственные, мы окончательно доработаем и решим», – заявил Дворкович. По словам аналитика Sberbank Investment Research Валерия Нестерова, торопиться в принятии решений не стоит. «У России нет спешки в разработке шельфа, есть еще 2–3 года для принятия компромиссного решения», – отмечает собеседник.