В Японии приостановлена эксплуатация Boeing-787 Dreamliner

Авиакомпании Japan Airlines и ANA приняли это решение после экстренной посадки одного из лайнеров в связи с задымлением
Boeing-787, аварийно севший в аэропорту Такамацу/ Yomiuri Shimbun,Yasufumi Nagao/ AP

Две крупнейшие авиакомпании Японии - All Nippon Airways (ANA) и Japan Airlines - приостановили эксплуатацию новейших дальнемагистральных самолетов Boeing-787 Dreamliner после очередного инцидента, сообщает ВВС. Эти авиакомпании эксплуатируют половину из поставленных заказчикам 50 самолетов; серия инцидентов всерьез угрожает репутации Dreamliner и Boeing в целом, отмечает Reuters.

Однако пока авиакомпании верят в самолет, испытавший уже седьмую поломку менее чем за две недели. В среду президент ANA Синитиро Ито заявил, что «в первую очередь нужно разъяснить ситуацию». По его словам, компания не меняет планы по эксплуатации уже полученных Boeing-787 и по вводу в эксплуатацию новых машин. Российская авиакомпания "Трансаэро" также не будет отказываться от своего заказа на четыре самолета. "Не собираемся отказываться, мы ждем начала поставок самолетов уже в I квартале 2014 г.", - сообщил агентству "Прайм" представитель компании.

16 января в 08.45 по местному времени вылетевший из Ямагути в токийский аэропорт Ханэда со 129 пассажирами и 8 членами экипажа на борту Boeing-787 компании ANA рейс 692 совершил вынужденную посадку в аэропорту Такамацу. Приборы показали неисправность аккумулятора того же типа, что и загоревшийся 7 января на борту Dreamliner авиакомпании JAL в аэропорту Бостона, затем пилоты почувствовали странный запах. По словам вице-президента ANA Осаму Синобэ, командир экипажа принял решение снижаться для аварийной посадки после 15 минут полета. После посадки в Такамацу все находившиеся на борту были эвакуированы по надувным аварийным трапам, при этом пять человек получили легкие травмы.

В сообщении министерства транспорта Японии, начавшего расследование, говорится, что внутри лайнера, но не в пассажирском салоне, был дым неизвестного происхождения. Также Минтранс подтвердил информацию о странном запахе в салоне. Представитель Boeing Марк Биртел заявил, что в компании изучают картину инцидента в сотрудничестве с ANA и будут сотрудничать с клиентами и регуляторами. Новость о причине аварийной посадки вызвала падение акций производителя литиевых аккумуляторов самолета компании GS Yuasa Corp. на 4,5%.

Другие эксплуатанты Boeing-787 пока не приостанавливают полеты машины.

С начала года произошло несколько инцидентов с Boeing-787 Dreamliner, в том числе утечка топлива, неисправность тормозной системы, возгорание в системе электроснабжения и трещина стекла кабины пилотов. Все эти случаи расследуют регулирующие органы США и Японии.

Еще в декабре 2012 г. Boeing сообщила о том, что американские регулирующие органы отдали распоряжение проверить весь флот Boeing-787 на предмет возможной проблемы с топливной системой. Проверка была инициирована после того, как на трех самолетах этого типа, принадлежащих разным перевозчикам, произошли случаи утечки топлива. В начале января Федерация гражданской авиации США начала всестороннюю проверку всех этапов создания самолетов Dreamliner. Также в январе свое расследование начали и регулирующие органы Японии. В июле 2012 г. японская ANA приостановила эксплуатацию пяти из 55 заказанных ранее Boeing-787 из-за угрозы коррозии двигателя.

Крис де Лавинье из консалтинговой компании Frost and Sullivan отмечает, что у самолетов нового типа часто выявляются проблемы в начале эксплуатации, он не считает это аномальным. "Были проблемы в начале использования и у Airbus A380, - сказал он ВВС. - А посмотрите, сегодня он успешно летает и все им довольны". По мнению де Лавинье, делать выводы в отношении Dreamliner нельзя до окончания расследования: "Если это окажется какой-то серьезной проблемой, которая потребует серьезных переделок, то может перестать летать и весь флот Boeing-787".

Boeing-787 Dreamliner - широкофюзеляжный двухмоторный пассажирский самолет, способный перевозить 250-330 пассажиров на расстояние свыше 16 000 км. Первыми заказчиками воздушного судна были японские авиакомпании. Многомиллиардная программа Boeing-787 сопровождалась многочисленными задержками и ростом продажной цены. К концу 2012 г. поставлено 49 лайнеров восьми авиакомпаниям, из них 46 — в 2012 г., портфель заказов — 799 машин. Boeing планировала увеличить темп производства вдвое до 10 лайнеров в месяц с пяти в настоящее время. Именно этим планам сильнее всего угрожает серия инцидентов, писала на прошлой неделе WSJ, любая задержка производства для ликвидации возможных проблем чревата нехваткой оборотных средств, поскольку основную часть суммы за самолет авиакомпании вносят после поставки. Каталожная цена Boeing-787 — $207 млн.