Минздрав запретит врачам выписывать лекарства по брендам

С 1 июля в аптеках может сократиться ассортимент дешевых лекарств, а фокус работы фармацевтических компаний – сместиться с врачей на аптеки и дистрибуторов
А. Махонин/ Ведомости

Врачи с 1 июля будут назначать и выписывать препараты по международному непатентованному наименованию (МНН, т.е. действующее вещество) или группировочному списку (объединяет разные МНН в одной терапевтической группе), сообщило Министерство здравоохранения. Сейчас врачи выписывают препараты по МНН только льготникам, говорит руководитель Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов, при назначении препаратов другим пациентам никаких ограничений у врача нет.

По МНН происходит и закупка лекарств для льготников, указывает представитель Минздрава.

На самом деле на рынке ничего, кроме МНН, не существует, говорил в интервью «Ведомостям» Артем Бектемиров, гендиректор и совладелец ОАО «Аптечная сеть 36,6» (объединяет одноименную аптечную сеть и фармпроизводителя «Верофарм»). В некоторых странах Европы, например, врачам запрещено выписывать лекарства по торговому названию, в России же в большинстве случаев люди приходят за торговыми названиями: у нас вообще рынок брендированных дженериков, рассказывал Бектемиров. «Врачи не разъясняют людям, что они не должны в два раза переплачивать за активное вещество», – сетовал топ-менеджер.

Дистрибуторы будут поставлять в аптеки более прибыльные для себя препараты, это может привести к сокращению дешевого ассортимента, предполагает Мелик-Гусейнов.

Средняя стоимость упаковки растет и без инициатив Минздрава – по мнению участников рынка, из-за увеличения спроса на более дорогие лекарства. В 2011 г. средняя стоимость упаковки лекарства у фармдистрибутора «Протек» увеличилась на 15% (инфляция была 6,1%), продажи в упаковках уменьшились на 10,1%, а выручка выросла на 3,7%, сообщала компания в годовом отчете (данных за 2012 г. нет).

Аптека самостоятельно решает, какие лекарства заказывать, и может выбрать любой препарат с МНН из ассортимента, комментирует предположение Мелик-Гусейнова представитель «Протека».

Основной фокус работы фармацевтических компаний теперь сместится на аптечные сети, считает Мелик-Гусейнов. Пациент будет обращаться к провизорам за советом, какой препарат приобрести, согласен директор по внешним связям фармпроизводителя Servier в России Василий Груздев. Уровень доверия потребителей к провизору высок, констатирует Андрей Гусев, гендиректор сети аптек A5, усилия фармпроизводителей по продвижению лекарств внутри МНН теперь будут обращены к аптекам и дистрибуторам, а не к врачам, но к существенному росту дохода это не приведет.

Аптекам приказ Минздрава упростит работу, избавив от необходимости иметь в наличии десяток препаратов с одним МНН, считает Гусев. Фармацевты обязаны информировать покупателей о наличии всех наименований лекарств по конкретному МНН, передал гендиректор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов. Но все крупные сети давно проводят оптимизацию доходности внутри МНН – например, в ассортименте аптек группы А5 есть оригинальный препарат, два-три брендированных дженерика и один самый дешевый дженерик, констатирует Гусев.

«Мы стали активно продвигать собственные торговые марки, – рассказывал Бектемиров. – Мы делаем, например, «средство от аллергии» или «средство от простуды». Когда потребитель спрашивает тот или иной препарат, мы предлагаем ему наш – он дешевле. В 25% случаев через полгода покупатель выбирает наш препарат. То есть мы занимаем 25% в конкретном МНН».

Эти нововведения ничего не изменят на рынке, ничто не мешает врачу рекомендовать пациенту конкретный препарат, не согласен заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков.

Цель приказа, пишет Минздрав, – исключить возможность выписки пациентам определенных препаратов только на основании договоренности врача с фармкомпанией: выписывать лекарства по торговому названию можно, только если пациенту требуется индивидуальная терапия – например, при непереносимости препарата.