Арбитраж взыскал с "дочки" "Роснефти" в ХМАО 400 млн руб. за экологический ущерб


ООО "РН-Юганскнефтегаз" - самое крупное нефтедобывающее предприятие России. Компания ведет работу на территории городов Нефтеюганск и Пыть-Ях, Нефтеюганского, Сургутского и Ханты-Мансийского районов ХМАО-Югры. По данным на 1 марта 2012 г., накопленная добыча составила 1,9 млрд т нефти. За 2011 г. было добыто 66,7 млн т, что составляет 25% добычи по ХМАО-Югра и 13% всей нефтедобычи России. ООО "РН-Юганскнефтегаз" осуществляет операторскую деятельность на 31 месторождении. Все месторождения расположены на 35 лицензионных участках ОАО "НК "Роснефть".

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) - Югры удовлетворил иск Росприроднадзора о взыскании с "дочки" "Роснефти" - ООО "РН-Юганскнефтегаз" 393,9 млн руб. в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей среде, сообщает РАПСИ со ссылкой на пресс-службу суда.

В ходе административного расследования управлением Росприроднадзора по ХМАО у компании "РН-Юганскнефтегаз" были выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. В частности, было выявлено уничтожение плодородного слоя почвы, порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами.

Суд установил, что в результате аварий на трубопроводе Мамонтовского месторождения нефти, находящегося в ведении "РН-Юганскнефтегаз", произошел разлив нефтепродуктов на площади более 10 га. По данным управления Росприроднадзора, загрязнение территории впоследствии стало причиной гибели водоплавающих птиц.

Суд не принял доводы нефтяной компании о добровольном устранении загрязнения и осуществлении комплекса работ по восстановлению компонентов природной среды, а также улучшению условий окружающей среды, то есть о возмещении вреда в натуре.

Арбитраж постановил, что загрязнение земельного участка нефтепродуктами расценивается в качестве экологического ущерба, причиненного почве, а сам факт нефтеразлива, который ответчиком не отрицается, подтверждает вред, причиненный окружающей среде. При этом устранение виновным лицом последствий нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и возмещение причиненного вреда в результате этого нарушения являются самостоятельными действиями, которые прямо предписаны законом, отметил суд.