Вертикальная интеграция не приносит выгоды металлургам

Вертикальная интеграция не приносит никакой выгоды сталелитейным компаниям. Собственное сырье не добавляет им ни капитализации, ни маржи, считает Ernst & Young
PhotoXpress

Представитель «Мечела» предоставить комментарии не смог. А вот представитель «Северстали» в вертикальную интеграцию верит. «Исходя из цикличности отрасли, вертикальная интеграция позволяет минимизировать затраты стального бизнеса в условиях низких цен на сырье и извлекать прибыль от продажи стали и сырья на хорошем рынке. Это приносит хорошие деньги в условиях слабого рынка и отличные – на сильном рынке», – подчеркивает представитель компании. В 2011 г. при высоких ценах на сырье компания продемонстрировала самую высокую рентабельность в российской отрасли, добавляет он. Вертикальная интеграция помогает сталелитейным компаниям показывать лучшие результаты, когда рынок растет, но на падающем рынке таким компаниям приходится принимать на себя больше рисков, чем неинтегрированным, согласен аналитик БКС Кирилл Чуйко.

Сталелитейным компаниям нужно готовиться к сложным временам. Переизбыток мощностей в отрасли сейчас выше, чем год назад, рынок сырья по-прежнему волатилен, а рассчитывать на значительный рост спроса вряд ли стоит, говорится в исследовании Ernst & Young «Мировая сталелитейная отрасль 2013: новый мир, новая стратегия» (есть у «Ведомостей»). При этом компаниям стоит критически подойти к идее вертикальной интеграции в сырьевые проекты и рассмотреть альтернативные возможности сокращения расходов, подчеркивает ведущий эксперт Ernst & Young Майк Элиот.

Компаниям надо сокращать мощности, говорится в исследовании. Спрос на сталь в 2013 г. вряд ли значительно вырастет: экономический кризис в развитых странах продолжается, китайская экономика переживает структурный сдвиг. Восстановления можно ожидать в 2014–2015 гг.

Об этом же в интервью The Wall Street Journal говорил основатель и гендиректор крупнейшей в мире сталелитейной компании ArcelorMittal Лакшми Миттал. По его мнению, кризис 2008 г. – не фаза цикла, а длительное явление. «Мы направили усилия не на рост выручки, а на создание сильной, приспособленной к экономическим реалиям компании», – подчеркнул он. Это означает закрытие убыточных компаний и инвестиции в те сегменты, где спрос растет, – производство стали для автопроизводителей.

Но на деле закрыть неэффективные мощности не так просто. 11 производителей сохранили их в надежде на рост спроса или помощь местных правительств, говорится в исследовании Ernst & Young. Та же ArcelorMittal согласилась инвестировать 180 млн в модернизацию убыточного завода во французском Флоранже после угрозы правительства Франсуа Олланда национализировать предприятие.

Под сомнение Ernst & Young ставит и стремление сталелитейных компаний скупать сырьевые активы. Вертикальная интеграция позволяет контролировать затраты на сырье, но не всегда положительно сказывается на стоимости компании. Металлурги должны рассмотреть альтернативные способы управления издержками, такие как долгосрочные контракты с поставщиками и перемещение производственных площадок ближе к ним, советует Ernst & Young.

Анализ Ernst & Young показывает: вертикальная интеграция не обязательно создает дополнительную стоимость. Эксперты проанализировали 30 крупнейших по капитализации сталелитейных компаний в течение 2009–2011 гг. и пришли к выводу: положительная корреляция между интеграцией в сырье и ростом прибыльности существует. Средняя рентабельность по EBITDA самых вертикально-интегрированных компаний из 30 – «Северстали» и «Мечела» – в последние три года была на уровне 20% (индекс интеграции оценен в зависимости от степени владения железорудными и угольными активами, для этих компаний – 10). Это выше, чем у большинства компаний, например ArcelorMittal (рентабельность чуть больше 10%, индекс интеграции – 5) или Posco (около 15%, индекс интеграции – 4).

Но НЛМК с показателем интеграции 4 в течение трех лет показал лучшую рентабельность – около 25%. А лидер отрасли – индийская JSPL (индекс – 4, рентабельность – около 50%). То же и со средним мультипликатором, по которому оценивались компании в течение 2009–2011 гг.: у «Мечела» он около 10, у «Северстали» – около 6. Мультипликаторы компаний варьируются между 5 и 14. А лидер отрасли – чилийская CAP торговалась все это время с мультипликатором около 28, но индекс ее интеграции в сырье на уровне 3.

Поэтому большой вопрос: создает вертикальная интеграция стоимость или нет, резюмируется в исследовании Ernst & Young. К тому же риски в горнодобывающем бизнесе выше, чем в металлургии. Поэтому и не виден рост стоимости сталелитейных компаний, получивших доступ к сырью.