Reuters: Glencore получит 70% сырья «Роснефти» в сделке с Vitol

Благодаря сделке Glencore станет крупнейшим трейдером российской нефти
Gianluca Colla/ Bloomberg

Швейцарская компания Glencore, планирующая совместно с нидерландской Vitol приобрести у «Роснефти» до 67 млн т нефти за $10 млрд, привлечет большую часть средств и получит 70% нефти, сообщает агентство Reuters со ссылкой на неназванные источники.

В минувший вторник агентство сообщило, что Glencore и Vitol обратились к группе банков с просьбой предоставить им синдицированный кредит в размере $10 млрд для финансирования сделки с "Роснефтью". Трейдеры просят в долг у каждого банка по $0,5 млрд, еще $4 млрд - их собственные средства. Координаторами сделки выступают Bank of America, Merrill Lynch и Citigroup. Пятилетние контракты «Роснефти» с Glencore и Vitol были заключены в декабре. Залогом по кредиту станут будущие поставки «Роснефти». В «Роснефти», Glencore и Vitol эту информацию не комментировали.

Glencore и Vitol впервые объединяются для получения кредита. Это сделано для того, чтобы не вводить банки в заблуждение, поясняют источники в отрасли и банковских кругах.

Сделка с "Роснефтью" превратит Glencore из аутсайдера в лидера на российском рынке нефти, считают опрошенные агентством источники. Еще несколько лет назад компания рисковала остаться без своего крупнейшего российского актива - миноритарной доли в компании "Русснефть", а попытки сотрудничества с "Роснефтью" были безуспешными: Glencore был единственным из крупных трейдеров и нефтяных компаний, которому не разрешалось участвовать в тендерах "Роснефти", в отличие от Vitol, Shell и BP. По словам источников в отрасли, это было отчасти связано с трениями между председателем совета директоров "Роснефти" Игорем Сечиным и олигархом Олегом Дерипаской, владельцем алюминиевого гиганта "Русал", в котором Glencore имел долю акций.

В мае 2012 г. Сечин ушел из правительства и стал генеральным директором "Роснефти". В этом качестве он взял курс на консолидацию российского нефтяного рынка, выкупив за $55 млрд конкурента ТНК-ВР у ВР и консорциума AAR. "Роснефти нужно было профинансировать сделку, а у Glencore хорошие отношения со многими банками. Компания была готова быстро организовать финансирование для "Роснефти", - передает Reuters слова высокопоставленного источника, знакомого с ситуацией.

Пять лет позиции Glencore в России выглядели неустойчивыми: инвестиции в "Русснефть" оказались под угрозой, когда ее основатель Михаил Гуцериев впал в немилость Кремля. Гуцериев в итоге вернулся в Россию, но "Русснефть" осталась должна Glencore свыше $1 млрд, и эту сумму удастся получить не ранее 2017 г. Однако Glencore искал способы закрепиться в России, и такая возможность появилась в начале 2012 г. с открытием экспортного терминала Усть-Луга под Санкт-Петербургом. Glencore подписался на значительные объемы поставок с этого терминала, включая нефть "Роснефти", несмотря на риск задержек. "С тех пор они только продолжают наращивать объемы", - сказал источник в "Роснефти".

В какой-то момент в октябре на Glencore приходилось свыше 20% российского экспорта нефти через порты Балтики - важнейший маршрут поставок. Конкуренты не могут понять, как Glencore удается зарабатывать на этих поставках, ведь он платит "Роснефти" премию, доходящую до 70 центов за баррель.

"Год назад все это казалось бы невозможным. Но увидев, как Glencore поднялся за последний год, я уверен, что он будет крупным игроком еще много лет", - сказал трейдер одного из конкурентов Glencore.

Glencore отказался обсуждать свою торговую стратегию, но очевидно, что компания полна оптимизма по поводу российской нефти. Один из владельцев компании, южноафриканский бизнесмен Айвен Глазенберг, недавно сказал, что правительство России, вероятно, будет стимулировать добычу в труднодоступных регионах. "По мере роста добычи в труднодоступных зонах будет расти и привлекательность российской нефти как объекта инвестиций", - сказал он.