Бизнес
Бесплатный
Милана Челпанова|Максим Товкайло
Статья опубликована в № 3278 от 04.02.2013 под заголовком: ЕБРР встает на рельсы

Владельцем 5% РЖД может стать ЕБРР

ЕБРР может стать пионером в приватизации РЖД. В правительстве обсуждается идея продать банку 5% акций монополии
С. Портер / Ведомости
РЖД

Железнодорожный перевозчик. Акционер – Российская Федерация (100%). Финансовые показатели (РСБУ, девять месяцев 2012 г.): выручка – 1,02 трлн руб., чистая прибыль – 39,9 млрд руб.

Покупателем 5% РЖД (правительство планирует их продать в ближайшие годы) может стать Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР): привлечение банка в качестве стратега обсуждается в правительстве, рассказали «Ведомостям» федеральный чиновник финансово-экономического блока и источник, близкий к монополии. Но решения пока нет, отмечает один из собеседников «Ведомостей».

Представитель РЖД говорит, что участие ЕБРР в приватизации РЖД, «может, и обсуждалось, но на рабочем уровне». Представитель ЕБРР сказал, что не знает о возможной покупке банком 5% железнодорожной монополии. Но РЖД – клиент банка, подчеркнул он.

Президент РЖД Владимир Якунин несколько раз на совещаниях в правительстве говорил, что привлечение институционального инвестора поможет монополии лучше подготовиться к возможному размещению в 2016 г., рассказывает чиновник: «По мнению Якунина, вместе с ЕБРР вложиться в акции монополии мог бы Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), однако там со своей позицией пока не определились». С представителем РФПИ вчера связаться не удалось.

ЕБРР – логичный кандидат на роль стратега для РЖД, он акционер нескольких российских транспортных компаний, связанных с железной дорогой, напоминает аналитик Raffeisenbank Константин Юминов. У ЕБРР 9,2% в «Трансконтейнере», 3,7% – в FESCO. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что с миноритарием в лице международного банка РЖД будет проще привлекать средства на инфраструктурные проекты. Плюс появление нового акционера поспособствует улучшению корпоративного управления монополии, добавляет он.

Осенью прошлого года президент РЖД Владимир Якунин оценивал 25% РЖД в 280 млрд руб. (1,12 трлн руб. – за всю компанию). Исходя из этой оценки 5% компании может стоить 56 млрд руб.

Правительство планирует продать 25% РЖД до 2016 г. Минтранс уже разрабатывает поправки в закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», позволяющие снизить долю государства в РЖД до 75% (сейчас продажа акций запрещена). РЖД предполагает, что приватизация компании пройдет в два этапа, сообщал на прошлой неделе «Интерфакс» со ссылкой на презентацию компании, подготовленную к размещению еврооблигаций. В 2013–2014 гг. планируется продать 5% акций, в 2015–2016 гг. – 20% через IPO. Но окончательного решения о сроках и форме продажи актива пока нет, подчеркивает другой федеральный чиновник.

«Говорить о том, что приватизация РЖД началась, преждевременно, – считает чиновник. – Сначала правительству нужно принять необходимые по реформе железнодорожной отрасли меры, а уже потом можно говорить о приватизации». Необходимо решить вопрос о долгосрочных тарифах, о поддержке пассажирского сообщения (в том числе пригородного), о порядке управления парком вагонов, добавляет представитель монополии. К тому же государство должно определиться, как после приватизации РЖД поддерживать развитие железнодорожной инфраструктуры, – вносить деньги в уставный капитал монополии, как это делается сейчас, после появления еще одного акционера будет нельзя, говорит представитель РЖД.

Вряд ли 5% РЖД продадут в этом году, сомневается Бурмистров: разработка системы долгосрочного тарифообразования еще только началась, а единая система управления перевозками хоть и разработана, но, чтобы она вступила в силу, нужна серьезная корректировка законодательства.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать