Румыния и Литва хотят добывать сланцевый газ

Проекты пока находятся на ранних стадиях, и до начала промышленных поставок пройдет еще много лет
М. Стулов/ Ведомости

Румыния и Литва вслед за Украиной начали развивать у себя добычу сланцевого газа, пишет Financal Times. Разработка внутренних ресурсов в этих странах — попытка ослабить зависимость Центральной и Западной Европы от российского газа.

На прошлой неделе Румыния фактически сняла мораторий на технологию гидроразрыва пластов, используемую для разведки сланцевого газа. Премьер-министр Румынии Виктор Понта заявил, что поддерживает геологоразведку газа. Лицензии на разведку в восточной Румынии получил американский Chevron. А в понедельник о поддержке геологоразведки сланцевого газа заявила президент Литвы Грибаускайте. Одним из партнеров Литвы также может стать Chevron. Сотрудничество в Литве начнется, несмотря на возражения со стороны экологов и представителей парламента.

Решения Румынии и Литвы были приняты странами всего через две недели после того, как на экономическом форуме в Давосе Украина подписала соглашение с Royal Dutch Shell о разделе продукции, которая будет добываться на Юзовском участке.

Разработка внутренних ресурсов может угрожать доминирующему положению "Газпрома" на европейском рынке. Вместе с тем опрошенные FT эксперты обращают внимание на то, что проекты пока находятся на ранних стадиях и до начала производства сланцевого газа пройдет еще много лет.

Месторождения в Центральной и Восточной Европе предположительно могут обладать самым высоким потенциалом на всем континенте. В последние несколько лет политики часто призывают Европу повторить сланцевую революцию, которую в прошлом десятилетии осуществила у себя Северная Америка. Первоначально в Европе без энтузиазма отнеслись к сланцевой революции. Так, после серии протестов во Франции был введен мораторий на геологоразведку сланцевого газа. Ее примеру последовали еще в нескольких странах.

Американская ExxonMobil в прошлом году была вынуждена прекратить разведку на сланцевых месторождениях в Польше после удручающих результатов в поисковых скважинах.

Но последние события свидетельствуют о том, что соблазн низких цен и стремление избежать доминирования России на энергетическом рынке придают смелость политическим лидерам агитировать за геологоразведку сланцевого газа.

«Решение Румынии обладает потенциалом, необходимым, чтобы переломить ситуацию и дать европейским лидерам возможность уверенно высказываться в пользу сланцевого газа», — отмечает консультант IHS Energy Кэш Буршетт. «Пересмотр решения о введении моратория связан с непростым экономическим положением в ряде стран Европы. Он особенно остро воспринимается на фоне оживления в США и достижений в газовой индустрии».

Chevron выиграла прошлой весной право на разработку трех газовых месторождений в Румынии. После многочисленных протестов экологов начало работ было отложено, но впоследствии власти страны решили разрешить продолжение геологоразведочных работ. «Когда мы получим подтверждение наличия или отсутствия тех или иных запасов сланцевого газа (это произойдет примерно через пять лет), мы примем окончательное решение о том, каким образом добыча газа должна будет соответствовать европейским и экологическим требованиям», - заявил премьер-министр Румынии.

Литва, как и Украина, получает природный газ из России и жалуется на то, что платит больше, чем многие другие клиенты в Европе, инициировавшие антимонопольное расследование Еврокомиссии в отношении «Газпрома» в сентябре прошлого года. Литва стала еще более зависимой от поставок газа после остановки Игналинской АЭС в 2009 г. Некоторые геологи считают, что запасов литовского сланцевого газа хватит, чтобы удовлетворять потребности страны в течение 60 лет.

Литовский премьер после встречи с представителем Chevron в понедельник сказала, что Литва "должна исследовать недра". Региональный менеджер Chevron Гилберт Анкенбаэур сообщил, что и президент, и премьер-министр Литвы "признают важность проведения геологоразведочных работ, чтобы лучше понять потенциал Латвии". "Тем не менее они также подчеркнули важность защиты окружающей среды и говорят о необходимости работать в тесном контакте с местными экологическими организациями», - добавил он.