Группа «Дело» Сергея Шишкарева претендует на НМТП

На госпакет Новороссийского морского торгового порта появился еще один пре­тендент – транспортная компания бывшего депутата Сергея Шишкарева
На госпакет НМТП нашлось уже больше 30 претендентов/ М.Стулов/ Ведомости

Помочь «Делу» с финансированием сделки по покупке НМТП может «Роснефть», уверяет один из собеседников «Ведомостей». Подтвердить это не удалось. Представитель «Роснефти» на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Группа компаний «Дело»

Транспортный холдинг. Владелец – Сергей Шишкарев. Консолидированные финансовые показатели не раскрываются. Перевалка на портовых терминалах группы: 2012 г. – 4,7 млн т, 2011 г. – 3, 7 млн т.

НМТП

Портовый оператор. Акционеры: Novoport Holding Ltd (бенефициары – «Транснефть» и группа «Сумма» Зиявудина Магомедова) – 50,1%, Росимущество – 20%, РЖД – 5,3% Капитализация – $2,2 млрд. выручка (МСФО, 9 месяцев 2012 г.) – $785,9 млн. чистая прибыль – $315,6 млн.

Группа «Дело» бывшего депутата Госдумы Сергея Шишкарева собирается принять участие в торгах по продаже госпакета Новороссийского морского торгового порта (НМТП, 20%), сообщили «Ведомостям» источник, близкий к одному из акционеров порта, и сотрудник UBS (банк – организатор сделки по продаже госпакета). Компания Шишкарева в декабре начала переговоры с UBS, уточнил один из них. Окончательного решения об участии в торгах по продаже госпакета НМТП пока нет, говорит источник, близкий к компании Шишкарева, – правительство еще не объявило условия продажи актива. Представители «Дела», UBS, Росимущества от комментариев отказались.

Группе «Дело» принадлежит несколько терминалов в порту Новороссийска: контейнерный (грузооборот – 215300 TEU), зерновой (мощность – 2 млн т), нефтепродуктовый (мощность – 500000 т в год). Эти активы, а также компания, занимающаяся бункеровкой в порту Новороссийска, «Транс ойл сервис», входят в Delo Ports. Кроме того, «Делу» принадлежит железнодорожный оператор «Транспортная корпорация» с парком в 1300 цистерн.

Интерес к НМТП со стороны структуры Шишкарева понятен: «Дело» можно назвать квалифицированным собственником для госпакета НМТП, но вряд ли компания сможет профинансировать сделку самостоятельно, говорит гендиректор Infoline Михаил Бурмистров. На вечер пятницы 20% НМТП на LSE стоили $440 млн ($2,2 млрд – за всю компанию). «Дело» своих финансовых показателей не раскрывает. По данным «Коммерсанта», выручка портового дивизиона «Дела» за 2012 г. – 4 млрд руб., долговая нагрузка – 2,5 EBITDA.

«Роснефть» заявляла о желании купить госдолю в НМТП, но правительственные чиновники против участия госкомпаний в приватизации и уже не раз не допускали их к торгам. Та же «Роснефть» не смогла участвовать в конкурсе по продаже «СГ-транса» (актив достался АФК «Система»). РЖД и транспортная «дочка» «Уралвагонзавода» претендовали на госпакет порта Ванино (был продан в начале декабря прошлого года «Мечел-трансу»), но в итоге отказались от участия в аукционе по настоянию правительства, рассказывали «Ведомостям» источники, близкие к организаторам и участникам торгов.

На конец 2012 г. о своем интересе к госпакету НМТП правительству сообщили «более 30 инвесторов», заявила в пятницу руководитель Росимущества Ольга Дергунова (цитата по «Интерфаксу»). Среди претендентов на долю в НМТП структура экс-замминистра регионального развития Владимира Когана «Нефтегазиндустрия» (планирует построить в Новороссийском порту нефтепродуктовый терминал на 11 млн т) и фонд из Абу-Даби InvestAD. Они сообщили о своем интересе правительству. Интересен госпакет порта и нынешним совладельцам НМТП – группе «Сумма». Но решение об участии в торгах будет принято после того, как правительство назовет условия продажи актива, говорит представитель «Суммы».

«Сегодня мы находимся на этапе анализа того, какие должны быть последующие шаги и какая должна быть структура сделки», – отмечает Дергунова, не называя сроков продажи акций порта. В конце прошлого года замминистра экономического развития Андрей Белоусов называл срок для приватизации пакета в НМТП – I квартал 2013 г.

Осенью прошлого года правительство уже пыталось продать госпакет НМТП через SPO на Лондонской бирже. Но за несколько дней до начала road show государство решило изменить условия продажи актива. «Нужен один инвестор, который мог бы сбалансировать позицию уже имеющихся сильных акционеров в НМТП», – разъяснял тогда «Ведомостям» мнение правительства федеральный чиновник.