Инвестпрограммы госкомпаний лишили бюджет денег

Из-за крупных инвестиционных проектов госкомпаний федеральный бюджет недополучил в начале года НДС и ушел в минус. Правительство ищет дополнительные источники денег
А. Махонин/ Ведомости

Доходы сильно отстают от расходов, приходилось брать деньги из остатков на счетах казначейства, чтобы закрыть кассовые разрывы, – так описывает ситуацию с исполнением бюджета федеральный чиновник. В начале этой недели первому вице-премьеру Игорю Шувалову пришлось даже собирать совещание по исполнению бюджета и поиску дополнительных доходов, рассказали несколько чиновников. Представитель его секретариата это подтвердил. Никаких решений на совещании не принято, планируется еще серия встреч, говорят собеседники «Ведомостей».

Обычно бюджет начинает календарный год с профицитом (даже в кризисные годы) – поступают деньги от управления суверенными фондами и от прибыли ЦБ. Но в этом январе традиция нарушена: дефицит составил 1,8% ВВП, или 81,25 млрд руб. (план на год – 0,8%). Доходы – 1,091 трлн руб. (это 8,5% от плана), расходы – 1,172 трлн (8,8%).

Февраль сначала оптимизма не добавил. По предварительным оценкам на 20 февраля, расходы составили около 2 трлн руб., доходы – 1,4 трлн, рассказал сотрудник казначейства. Действительно, приходилось на несколько дней залезать в остатки средств на счету бюджетных учреждений, но это стандартная и прогнозируемая ситуация, оговаривается он, остатки уже восстановлены, одна из причин кассового разрыва – большие вычеты и возмещения по НДС.

Ситуация с НДС начала ухудшаться в прошлом году. Многие госкомпании завершили крупные инвестпроекты и начали процедуру возврата налога, «вычеты зачастую накапливались за целый ряд лет», объяснил вчера на расширенной коллегии ФНС министр финансов Антон Силуанов.

В 2012 г. вычеты по внутреннему НДС увеличились на 283 млрд руб. и превысили 1 трлн руб., уточнил на коллегии руководитель ФНС Михаил Мишустин (см. инфографику). Рост вычетов связан с освоением месторождений, прокладкой трубопроводов, модернизацией НПЗ, мегапроектами государства – строительством инфраструктуры для Универсиады в Казани, саммита АТЭС, Олимпиады в Сочи, следует из материалов ФНС, без этого фактора поступления НДС выросли бы в 2012 г. не на 7,6% (до 1,89 трлн руб., это 36,6% налоговых доходов), а на 15%. Нужно учитывать и эффект высокой базы, отмечает сотрудник службы, в 2011 г. был рост поступлений на 32%.

Есть еще одна причина, говорит федеральный чиновник: завышенные планы по сбору НДС. Предложение Минфина об ускоренной индексации НДПИ для газа было отклонено, но так как расходы были уже сверстаны, доходы – около 200 млрд руб. за три года – записали в НДС, рассказывает он. В этом году сборы НДС должны вырасти на 15%. В январе было собрано 172,3 млрд руб. НДС (рост в сравнении с прошлым январем – 1,7%). В I квартале рост составит около 4%, говорит сотрудник налоговых органов. По итогам года план может быть недовыполнен на 100 млрд руб., говорит другой чиновник.

У чиновников пока не готово решение проблемы. Силуанов посоветовал госкомпаниям согласовывать с властями налоговые отчисления: «Вычеты – это нормально, но нам нужно их прогнозировать». Еще одна идея прозвучала на совещании у Шувалова, рассказали два чиновника, – изменить порядок вычета по НДС. Сейчас вычет не предоставляется, если компания получила из бюджета субсидию, на которую профинансировала проект, рассказывает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Но вычет есть, если деньги внесены в капитал. Рассматривалась идея не давать вычет и при докапитализации. Но деньги в капитал не могут быть целевыми, вряд ли мера выполнима, сомневается чиновник.

Прогнозы доходов бюджета в целом соответствуют макроэкономическому прогнозу, говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы. С НДС нет катастрофы, о чем свидетельствуют хорошее исполнение ненефтегазовых доходов (9% от плана) в январе и в целом стабильное отношение внутреннего НДС к ВВП (в 2011 г. – 2,9%, в 2012 г. – 3,2%), говорит Андрей Чернявский из Центра развития Высшей школы экономики. Похоже, что Силуанов «укрепляет ряды» перед дискуссией о возможном увеличении расходов бюджета и ужесточении налогового администрирования, считает он.