Безопасность полетов в России ниже, чем в среднем по миру

Безопасность полетов в России существенно ниже, чем в среднем в мире, сообщил «Ведомостям» президент IATA Тони Тайлор
С.Николаев/ Ведомости

В 2012 г. мировая авиация достигла исторического максимума безопасности – на 5 млн полетов на реактивных самолетах приходилась всего одна катастрофа, сообщил «Ведомостям» президент Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Тони Тайлор. Но каждое такое происшествие – трагедия, посетовал он, и нужно, безусловно, стремиться к тому, чтобы избежать инцидентов в принципе.

Соблюдение даже самых высоких стандартов авиабезопасности не может полностью исключить катастрофы, но у тех 380 перевозчиков, которые прошли аудит IOSA (стандарт, разработанный IATA вместе с авиационными администрациями Канады, США и Европы), в 2012 г. не было зарегистрировано ни одного серьезного инцидента. Среди этих 380 авиакомпаний – российская группа «Аэрофлот», «Якутия», «Нордавиа», «Сибирь», «Уральские авиалинии», «Трансаэро», «Ютэйр» и «ВИМ-авиа», сообщается на сайте IATA. «Российскому пассажиру вряд ли хочется задумываться, на чей самолет он садится, – безопасность должны гарантировать все перевозчики», – уверен Тайлор. В среднем в мире один инцидент приходится на 500 000 авиарейсов, а в России и СНГ – на 275 000, говорит он.

Российские авиаперевозчики, продолжает Тайлор, испытывают дефицит средств, что видно из сравнения поступлений в бюджет в России и в европейских странах, и это не может не отразиться на безопасности. России необходимо привести авиазаконодательство в соответствие с международными нормами, считает он, сейчас ими руководствуются только те российские перевозчики, которые входят в IATA и прошли аудит по IOSA.

Страны Африканского союза, указывает Тайлор, недавно решили сделать IOSA обязательным для своих авиакомпаний – это часть стратегии приведения авиабезопасности к мировому уровню безопасности к 2015 г.

Другая серьезная проблема российских авиакомпаний – недостаток пилотов, прежде всего командиров воздушных судов. По оценке гендиректора «Трансаэро» Ольги Плешаковой, отрасли не хватает примерно 2100 пилотов. «Россия ведет работу по снятию ограничений на привлечение иностранного летного персонала с квотой в 200 пилотов», – говорит Тайлор, но предупреждает, что это должно быть временной мерой: необходимо усилить контроль за подготовкой в национальных училищах, переняв все те же международные нормы. Последние крупные авиаинциденты, по данным Росавиации, связаны с ошибками пилотирования.

Использование устаревших систем управления воздушным движением также таит в себе опасность, замечает Тайлор, не менее важно, чтобы авиакомпании эксплуатировали только современные самолеты. Авиакомпания «Якутия» по требованию IATA вывела из парка устаревшие Ан-24, приводит пример руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. Одной из предпосылок катастрофы самолета президента Польши Льва Качиньского можно назвать недостаточную оснащенность аэропорта «Северный», говорит главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий.

Сотрудник «Ютэйр» замечает, что иногда ему кажется, что российскую авиаадминистрацию легко можно было бы заменить хорошим переводчиком с английского.

Недавно на конференции по безопасности полетов замруководителя департамента Минтранса Андрей Шнырев заверил, что Россия работает над тем, чтобы привести законодательство в соответствие с международными нормами. «Большинство хороших законодательных инициатив завязло в бюрократической волоките», – сожалеет Синицкий: Росавиация не обладает необходимыми полномочиями и вынуждена проводить свои предложения через Минтранс в отличие от других стран, где авиаведомства напрямую подчиняются премьер-министру.