РЖД отдаст государству дорогу от Адлера до Красной Поляны

В обмен монополия рассчитывает получить имущество из федеральной собственности
А. Мудрац/ ИТАР-ТАСС

РЖД передаст государству автодорогу от Адлера до курорта «Альпика сервис» (часть совмещенной авто- и железной дороги от Адлера к курорту) в обмен на имущество, которое находится в федеральной собственности, говорится в материалах Минтранса (ведомство подготовило проект поправок к федеральному закону об организации и проведении Олимпийских игр в Сочи, разрешающих государству заключать с инвесторами соглашение об обмене имуществом).

Представитель РЖД это подтвердил. В обмен на автодорогу монополия получит железнодорожные проекты Федеральной целевой программы (инвестор и собственник - Росжелдор), уточняет он, не называя их. В собственности РЖД останется и железная дорога от Адлера к месту проведения сочинской Олимпиады. Стоимость проектирования и строительства автомобильной части совмещенной дороги РЖД оценивает в 74,47 млрд руб. (общая стоимость проекта - 185,3 млрд руб, говорится в одном из меморандумов к размещению облигаций РЖД). Строительство совмещенной дороги от Адлера к олимпийским объектам РЖД планирует завершить в 2013 г.

РЖД были бы интересны проекты развития транспортных узлов, это проекты с объемом инвестиций в десятки миллиардов рублей, крупнейшие из них - Московский, Новороссийский, Мурманский, констатирует гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. Среди ключевых железнодорожных проектов Росжелдора, о которых агентство рассказывает на своем сайте, организация скоростного движения «Санкт-Петербург - Бусловская» (реализует РЖД на деньги государства), «Урал промышленный - Урал полярный», «Комплексное развитие Нижнего Приангарья и Южной Якутии», «Транспортная инфраструктура на юго-востоке Читинской области». Какие проекты Росжелдора будут переданы РЖД в обмен на сочинскую дорогу, пока неясно.

Решение о том, что РЖД передаст автодорожную часть трассы в федеральную собственность, было принято в середине 2009 г., отмечается в протоколе совещания 19 апреля 2009 г. в Минрегионразвития. Но не было понятно, на каких условиях монополия передаст дорогу. Изначально рассматривался вариант ее безвозмездной передачи. Но при этом РЖД предлагала государству компенсировать расходы РЖД за счет дополнительной индексации тарифов на перевозку по железной дороге.

Монополия подсчитала, что расходы на содержание автодороги, а также налоговые отчисления - 87,87 млрд руб. Это приведет к изменению финансовых ковенант, снижению кредитных рейтингов, инвестиционной привлекательности, как следствие - «невозможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов через заемные инструменты», говорится в материалах Минтранса. Займы нужны РЖД для финансирования инвестпрограммы (ее дефицит до 2015 г. - около 400 млрд руб.).

Совмещенная дорога «Адлер - Альпика сервис» соединит Адлер, Олимпийский парк и Красную Поляну. Ее проектированием и строительством занимается РЖД на деньги государства (проект финансировался через передачу средств в уставный капитал монополии). Протяженность дороги - 48 км, она проходит через 12 тоннелей (6 из них - в горах). Максимальный пассажиропоток по железной дороге - 8500 пассажиров в час, по автомобильной дороге - 11 500 пассажиров в час.