Европа все еще остается центром мировой выставочной индустрии

Выставочный комплекс Hannover Messe остается крупнейшим в мире, но немцев подпирают конкуренты из Китая/ Deutsche Messe

Европа все еще остается центром мировой выставочной индустрии с оборотом более $120 млрд. Но по темпам развития Азия давно уже вырвалась вперед.

За год около 2,8 млн компаний-участниц принимают 260 млн посетителей на 30 700 выставках, занимающих 103 млн кв. м. Таково современное состояние мировой выставочной индустрии, по данным исследования Global Exhibition Industry Statistics, проведенного Всемирной ассоциацией выставочной индустрии (UFI). По его оценкам, годовой объем рынка можно очень приблизительно оценить в $120 млрд. Несмотря на то что кризис 2008 г. серьезно ударил по активности экспонентов, бизнес развивается: совокупный размер крытых выставочных площадей с 2006 по 2011 г., по подсчетам UFI, увеличился на 13% до 32,6 млн кв. м. Другое дело, что спрос на имеющиеся площади после кризиса окончательно не восстановился: общий объем арендованных организаторами выставочных площадей в 2011 г. был на 6% меньше, чем в пиковом для индустрии 2006 году – 103 млн кв. м против 109 млн кв. м. Спрос на аренду сильно отличается от региона к региону: США – лидер мировой выставочной индустрии по количеству имеющихся выставочных площадей – после кризиса сдает на 7% меньше, чем до 2008 г., Германия, Италия и Франция – на 5% меньше. В России падение составило 13%. Зато в Азиатско-Тихоокеанском регионе объем арендованных площадей вырос на 13%.

Если считать квадратные метры, то получится, что 80% современных выставочных площадей расположено в 15 странах. В тройке лидеров – США с 6,7 млн кв. м (21%), Китай с 4,76 кв. м (15%) и Германия (3,38 кв. м, 10%). Россия – на 11-м месте с 566 777 кв. м площадей, подходящих для проведения крупных выставок (2%).

Но по количеству проведенных крупных выставок безусловным лидером остается Европа – на нее приходится 46% выставочного рынка. При этом доля Старого Света за последние годы снизилась: в 2006 г. здесь проводилось 50% крупных выставок. Зато доля рынка Северной Америки и Азии подросла за тот же период на 2 и 4 процентных пункта – до 26 и 20% соответственно.

Крупнейшие выставочные площадки (по данным UFI) пока также прописаны в Европе – это немецкие Hannover Messe в Ганновере площадью 466 100 кв. м и Frankfurt Messe с 345 697 кв. м, а также итальянская Fiera Milano Rho Pero в Милане с 345 000 кв. м.

Их догоняет китайский Pazhou Complex в Гуанчжоу, располагающий 338 000 кв. м закрытых выставочных площадей. Российский «Крокус экспо» пока занимает в списке крупнейших площадок 11-е место с 226 399 кв. м.

На Китай пришлась почти половина объема новых выставочных площадей, построенных в мире за последние шесть лет, отмечают эксперты UFI.

Расценки на аренду площадей в Китае с 2006 г. выросли почти на 56%, а в Германии – на 4%. Средний оборот выставки площадью более 5000 кв. м в Азии достигает $2 млн, тогда как, например, в Северной Америке – $1,2 млн (данные UFI за 2012 г.).

В развитии мирового выставочного бизнеса сейчас просматриваются две основные тенденции: специализация и растущая конкуренция, говорит президент группы «Формика» Максим Зверков. Основное проявление специализации – большое количество выставок с очень узкой тематикой. Hannover Messe изначально возникла как ярмарка, объединяющая множество тематик. Теперь в Ганновере проводится отдельная выставка Metropolitan Solutions, посвященная вопросам урбанистики. А выставка CeBit, когда-то тоже запущенная как часть Hannover Messe, также стала самостоятельным мероприятием – крупнейшей выставкой, посвященной IT-технологиям и устройствам.

Яркая иллюстрация усиления глобальной конкуренции – выставка Drupa, уже много лет проходящая в немецком Дюссельдорфе, некогда самая крупная международная выставка печатной и полиграфической промышленности. В последние годы ее теснит аналогичная по теме выставка China Print в Пекине, отмечает Зверков: экспоненты отрасли перемещаются туда, где больше перспектив, больше клиентов. И если еще 20 лет назад эти выставки могли бы существовать независимо друг от друга, одна – в Германии, другая – в Китае, каждая со своей аудиторией, то сегодня они неизбежно оттягивают аудиторию друг друга из-за процессов глобализации, объясняет он.

Но пока большинство участников рынка настроены оптимистично: по данным последнего исследования UFI Global Exhibition Barometer, большинство операторов во всех регионах мира ждут в ближайшие годы роста выручки и дохода. Например, в России на рост оборота надеются 75% выставочных операторов.

Интересно, что сами игроки рынка предполагают, что темпы роста в Азиатско-Тихоокеанском регионе могут замедлиться: только 41% участников исследования UFI из этого региона ждет роста в 2013 г. против 72% в 2012 г. Зато американские операторы полны оптимизма: здесь на увеличение выручки рассчитывает 77% операторов.