Выставочный бизнес постепенно восстанавливается

Организаторы выставок и владельцы выставочных площадей в России серьезно пострадали от кризиса, но постепенно восстанавливают свой бизнес. Россия по-прежнему остается одной из самых перспективных стран для выставочной деятельности, указывают эксперты
«Крокус экспо» – крупнейший выставочный центр в РФ/ А.Махонин/ Ведомости

Экспобизнес имеет две составляющие: есть компании, которые сдают под мероприятия выставочные площади, и операторы, которые организовывают эти мероприятия. Российский рынок выставочных услуг в 2012 г., по предварительным подсчетам, составил примерно $900 млн, говорит менеджер проектов AMR International Дэниел Смит. С этим показателем Россия занимает седьмое место в мире, лидируют США, Германия, Китай. В эту сумму входит только доход от организации выставок – без учета конференций; по результатам 2012 г. мировой рынок экспоиндустрии достиг $27,6 млрд, говорит Смит. В 2008 г. мировой рынок экспоиндустрии составлял $28,98 млрд, но кризис сильно ударил по отрасли – уже в 2009 г. общий объем рынка составил $25 млрд, таким же он был и в 2010 г., говорится в отчетах AMR International. Всемирная ассоциация выставочной индустрии (UFI) дает иную статистику оборотов рынка и выставочных площадей (см. статью на стр. В1).

Мировой рынок будет расти на 5% в год, прогнозировали эксперты AMR International, но пока темпы роста составляют в среднем 3,9%. Больше всего – в среднем на 10% в год – будет расти рынок выставочных услуг в странах Персидского залива и странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), эти рынки предлагают «захватывающие возможности для организаторов и инвесторов», пишут аналитики.

Москва доминирует

Большинство выставочных организаций тяготеют к Москве, на долю которой приходится до 50% выручки, констатирует Смит. По его словам, в Москве работает около 100 выставочных компаний.

По подсчетам AMR International, объем выставочных площадей в России – 2,7 млн кв. м (в США – 41 млн, в Китае – 13 млн, в Германии – 9 млн, во Франции – 6 млн). При этом на Москву приходится 62% от общих выставочных площадей, еще 11% – на Санкт-Петербург.

Крупнейший выставочный центр России – «Крокус экспо»: отраслевой портал Expomap.ru оценивает его выставочные площади в 549 000 кв. м, на сайте «Крокус экспо» говорится, что общая площадь выставочного центра превышает 300 000 кв. м, UFI оценивает площади «Крокус экспо» в 226 000 кв. м. По данным Expomap.ru, ежегодно на территории «Крокуса» проводится около 200 выставок, т. е. около 50% всех выставок Москвы, а средняя загрузка площадей – около 85%.

«Крокус интернешнл» исторически начала работать в выставочном бизнесе с организации экспозиций – свою первую выставку компания провела в 1990 г. Со временем основатель компании Арас Агаларов пришел к решению построить собственный выставочный центр. Сегодня, по данным Expomap.ru, у «Крокуса» около 50 собственных выставок. Одна из самых популярных – Московский международный автомобильный салон (ММАС), который проходит раз в два года. Площадь экспозиций ММАС'2012 превысила 100 000 кв. м, участие в ней приняло более 100 компаний, а посетило выставку более 1 млн человек, говорится на сайте ММАС. Пресс-служба «Крокуса» на запрос «Ведомостей» не ответила.

Вторая крупная выставочная площадка в Москве – «Экспоцентр»: по данным Expomap.ru, у «Экспоцентра» около 350 000 кв. м выставочных площадей, ежегодно в нем проводится около 60 выставок и ярмарок, в которых принимают участие примерно 17 000 экспонентов.

Региональная инфраструктура недостаточно развита, но быстро растет: число региональных выставочных операторов за 2006–20011 гг. удвоилось, в общей сложности в регионах работает 45 операторов, говорит Смит.

Региональный экспорынок будет расти примерно на 7%, в то время как объем продаж в Москве будет расти примерно на 2% в год, предполагает эксперт. Разработка новых, больших выставочных центров в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и других городах обеспечит рост объема площадей и рост средних цен, прогнозирует он. Региональные выставки становятся все более профессиональными, основные организаторы – ITE, «Рестэк» – идут в регионы.

Последствия кризиса

В 2009 г. выставочные площади в России сократились примерно на 30%, а обороты организаторов мероприятий упали примерно на 20%, говорит совладелец российского выставочного оператора. По его словам, главной проблемой стал отток зарубежных экспонентов, доля которых до кризиса в некоторых выставках достигала 50%.

Влияние кризиса чувствуется до сих пор: количество участников по сравнению с докризисным временем стало меньше и пока не вернулось к прежним показателям, говорит гендиректор компании-оператора «СОУД – Сочинские выставки» Юрий Захарченко. Есть несколько флагманских выставок, которые заполняются полностью, но даже их участники сейчас принимают решение приехать на выставку во многом авансом, т. е. в надежде на улучшение ситуации, продолжает он.

По многим выставочным проектам наблюдается регулярный устойчивый рост как числа экспонентов, так и числа посетителей, не соглашается с ним региональный директор ITE Александр Шталенков. Особенно заметен рост выставочных проектов в регионах России, указывает Шталенков со ссылкой на AMR International: так, в 2011 г. рост выставочной индустрии в регионах России составил около 20%, в то время как в целом по России, включая Москву, только 9%.

Лидирующий в Поволжье оператор «Нижегородская ярмарка» за 2012 г. провел 37 выставочных мероприятий с 5364 участниками, но по сравнению с 2011 г. количество выставок, площадей и участников не изменилось, сообщила пресс-служба компании. «СОУД – Сочинские выставки» провела всего лишь на одну выставку больше. В 2011 г. выставки ITE в России посетили более 860 000 человек, в 2012 г. их было около 780 000, говорит Шталенков. Снижение количества посетителей он объясняет тем, что некоторые выставки компания проводит раз в два года и в 2012 г. они не проходили.

Слишком похожие

Одной из важнейших проблем выставочного бизнеса все участники рынка называют схожесть мероприятий. В одном городе за один календарный год могут проводиться несколько выставок одной тематики и потенциальным участникам сложно определиться, какой из проектов будет наиболее эффективным для бизнеса, сетует Шталенков. В итоге экспоненты участвуют в двух мероприятиях, а затраты участников на два менее эффективных проекта включаются в цену товара; в конечном счете страдают потребители, объясняет он. К тому же выставки схожей тематики иногда имеют похожие названия и проходят практически в одно и то же время, это сбивает с толку и участников, и посетителей мероприятия, говорит совладелец компании-оператора. Около 50% выставок пересекаются, самые популярные темы – строительство, туризм, продовольствие, напоминает он.

Выходом становится консолидация. Это позитивно отразится на всех аспектах выставочного бизнеса, уверяет Шталенков: выставки выйдут на достойный международный уровень, у компаний появятся новые возможности роста, выставочные центры увеличат заполняемость, а регионы получат значимые выставочные проекты, привлекающие международных инвесторов, и, соответственно, растущие инвестиции в региональную экономику.

ITE после покупки нескольких региональных операторов теперь занимает больше 20% российского экспорынка. Помимо поглощения выставок-дублей покупка MVK и «Краснодарэкспо» добавила в выставочный портфель ITE мероприятия в отраслях, в которых ранее компания была представлена мало или вообще не представлена, напоминает Шталенков.

Еще одной причиной поглощения операторов могут стать неравные условия ведения бизнеса: у операторов, которые имеют собственные площади, естественно, меньше трат и издержек, говорит топ-менеджер одной из выставочных компаний. При этом в городах, где выставочных площадей не хватает, эти компании могут завышать арендную плату для других операторов или отказывать им без объяснения причин, добавляет он.

Дефицитные площади

Недостаток качественных площадей больше всего мешает развитию выставочного бизнеса, соглашаются все операторы.

Потребности в выставочных площадях в России удовлетворены всего на 40%, считает Захарченко. При этом около 70% качественных площадей расположены в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому на эти города приходится такой же процент от общего числа выставок, напоминает топ-менеджер одной из региональных выставочных компаний. В регионах павильон площадью 3000 кв. м считается большим, а 10 000 кв. м – огромным, иногда такие площади просто не заполняются.

Но строительство новых выставочных центров способствует росту бизнеса, говорит Шталенков. Например, крупнейшая региональная строительная выставка в Новосибирске – SibBuild – в прошлом году впервые прошла в новом выставочном центре и сразу показала прирост количества посетителей на 26%.

Несоответствие объемов экспозиционных площадей динамике роста мероприятий сдерживает развитие региональных выставочных проектов, утверждает он. В пример Шталенков приводит одну из крупнейших в России сельскохозяйственных выставок – «Югагро»: она уже полностью занимает существующие выставочные площади (в 2012 г. экспозиция «Югагро» заняла примерно 52 000 кв. м площади брутто).

«Все наши выставки проходят на одной площадке – в гостиничном комплексе «Жемчужина». К нашему большому сожалению, в Сочи по сей день не построен специализированный выставочный центр, несмотря на бурное развитие города», – огорчен Захарченко. Потребности ЮФО могут быть удовлетворены к 2016 г.: девелопер «Рамо-М» заявил о строительстве гостиницы Four Points by Sheraton с выставочным центром площадью 100 000 кв. м.