На право принимать World Expo в 2020 г. претендует Екатеринбург

От продвижения мороженого до поиска новых путей развития человечества – такова эволюция World Expo, самой крупной выставки в мире. На право принимать ее в 2020 г. претендует Екатеринбург
Темой World Expo-2010 в Шанхае стала «Лучше город. Лучше жизнь»/ Reuters

История Всемирных (универсальных) выставок началась в Великобритании, в середине XIX в. боровшейся за сохранение статуса главной промышленной державы мира. Лондон решил перетянуть на себя часть функций торговых городов континентальной Европы, которые со Средневековья служили местом встречи производителей и торговцев.

Подготовку к первой международной ярмарке Великобритания вела на самом высоком государственном уровне – патроном Всемирной ярмарки стал принц Альберт, супруг королевы Виктории. К открытию экспозиции в 1851 г. в лондонском Гайд-парке был построен Хрустальный дворец из стекла и железа (Crystal Palace) – выставочный павильон площадью более 90 000 кв. м, позже перенесенный в лондонское предместье Сиднем-Хилл и давший название прилегающему району Южного Лондона. Дворец сгорел в 1936 г., но другие сооружения, возведенные к Всемирным выставкам, продолжают привлекать туристов со всего мира (см. стр. В4–В5). Вне конкуренции по уровню известности – Эйфелева башня, построенная в 1889 г. в Париже к одной из шести Всемирных ярмарок, которые проходили во французской столице.

От торговли к обсуждению

Международное бюро выставок (BIE) – межгосударственная организация, созданная в 1928 г. специально для организации Всемирных выставок, выделяет три основных этапа в их развитии.

В 1851–1938 гг. мир был сосредоточен на индустриализации, поэтому Expo, называвшиеся в то время ярмарками, решали торговые вопросы и демонстрировали потенциальным покупателям передовые изобретения в самых разных областях. Так, на Expo были впервые показаны швейная машинка Singer (1862 г., Лондон, Великобритания), телефонный аппарат Белла (1876 г., Филадельфия, США), застежка-молния (1893 г., Чикаго, США), радио Попова, киноустановка братьев Люмьер и лампочка накаливания Ладыгина (1900 г., Париж, Франция), первый серийный телевизор RCA (1939 г., Нью-Йорк, США). И даже мороженое в вафельном стаканчике публика впервые увидела на Всемирной ярмарке – в Сент-Луисе, США, в 1904 г. Следующий этап развития выставок – с 1939 по 1987 г. – был временем культурного обмена. Выставки в Нью-Йорке в 1939 г. и в Стокгольме в 1949 г. были посвящены многообразию мировых культур. Именно в этот период слово «ярмарка» в названии мероприятия было заменено на Expo. Третий этап уделяет основное внимание решению глобальных проблем человечества.

Сейчас универсальные Всемирные выставки проводятся раз в пять лет и длятся по шесть месяцев. Expo-2015 пройдет в Милане. Между ними проводятся тематические международные выставки, которые длятся по три месяца. Ближайшая из них состоится в Астане в 2017 г., ее тема – «Энергия будущего».

«Исторически Всемирные выставки были чем-то вроде выставок народного хозяйства, – говорит президент группы «Формика» Максим Зверков. – Страны везли туда все, чем могли похвастаться: золото-брильянты, скульптуры, игрушки, космические ракеты и проч. Сегодня Expo – это глобальная площадка для принятия совместных решений по вопросам и проблемам, которые больше всего волнуют мировую общественность» (Formika готовила российский павильон на последней выставке Expo).

Темы 2000, 2005 гг. и специализированной Expo в 2008 г. – «Человек. Природа. Техника», «Мудрость природы», «Вода и устойчивое развитие» – связаны с озабоченностью мирового сообщества проблемами экологии, напоминает Зверков, тема Expo-2010 в Шанхае – «Лучше город. Лучше жизнь» актуальна, так как все больше людей живут в городах и необходимо в этом замкнутом пространстве создать условия для их мирного сосуществования. Тема Expo-2015 – «Накормим планету, энергия для жизни» – поднимает вопрос продовольственной безопасности.

Китайские рекорды

На последней Всемирной выставке – 2010 Шанхай с легкостью побил собственную заявку на рекорд по посещаемости. Вместо ожидаемых 60 млн человек на огромную выставку, занявшую более 5 кв. км, за шесть месяцев пришло 73 млн. Был установлен и рекорд по числу участников – свои павильоны в Шанхае открыли 190 стран.

Самым популярным оказался павильон Объединенных Арабских Эмиратов, построенный по проекту архитектора Норманна Фостера – в виде воссозданной из металла песчаной дюны. Внутри посетителей ждали пальмы, песок и гигантский IMAX-кинотеатр. Чтобы увидеть все это, в иные дни нужно было отстоять в очереди восемь часов. Столь удачная экспозиция способствовала укреплению позиций Саудовской Аравии в Азиатском регионе, отмечали эксперты. Они также подчеркивали, что наибольшее внимание посетителей привлекли страны, сумевшие совместить в своей экспозиции научные и культурные аспекты с развлекательными.

В Шанхае посетители не уделяли большого внимания таким культурным шедеврам, как картины Фридо Кало в павильоне Мексики, но охотно раскупали индейские браслеты в павильонах Колумбии или платили по $2, чтобы посмотреть, как одетые в костюмы коров и кенгуру австралийцы играют в хоккей.

Затраты и наследие

Международное бюро выставок оценивает средние затраты на непосредственную подготовку Expo в $2 млрд. Но на деле они оказываются гораздо больше. Последняя Всемирная выставка, прошедшая в Европе, – Expo-2000 в Ганновере, оказалась неудачной: убытки организаторов составили $1,6 млрд при выручке в $1,1 млрд, вместо ожидаемых 40 млн человек выставку посетило только 20 млн. Эксперты сетовали, что организаторы выставки напрасно сделали в рекламной стратегии упор на образовательный аспект мероприятия, а не на развлекательный.

Косвенный эффект от проведения не оценивался.

Выручку Expo-2010, так же как и расходы на ее подготовку, власти Шанхая не называют, но неофициально китайские чиновники оценивали инвестиции в мероприятие, с учетом затрат на городскую инфраструктуру, в $40 млрд. Инфраструктурная составляющая была очень существенной: например, к Expo в Шанхае было открыто 150 новых станций метро.

Если бы все посетители оплачивали входной билет, то на одной продаже билетов можно было заработать $1,8 млрд, подсчитала The Wall Street Journal. Но миллионы жителей Шанхая посещали выставку бесплатно.

Зато благодаря Expo-2010 доходы туристической отрасли в Шанхае и близлежащих провинциях превысили $12 млрд, утверждали специалисты Академии туризма Китая. По их мнению, Expo могла привести к ежегодному 20%-ному увеличению объемов пассажирских авиаперевозок, росту внешней торговли, развитию гостиничного сектора, общественного питания в Шанхае и соседних городах. Герхард Шредер, занимавший в 2000 г. пост канцлера Германии, после завершения выставки в Ганновере подчеркивал, что ценность Expo «не может быть измерена в деньгах».

Между Европой и Азией

Россия – постоянный участник Всемирных выставок с 1851 г. Ее участие никогда не оставалось незамеченным. Так, в 1889 г. вместе с башней Эйфеля Гран-при и золотую медаль Всемирной ярмарки получил проект железнодорожного моста через Енисей Лавра Проскурякова. Монумент «Рабочий и колхозница» работы Веры Мухиной также был представлен в Париже на Всемирной выставке в 1937 г. – скульптура венчала композицию советского павильона, спроектированного архитектором Борисом Иофаном.

Кстати, СССР выигрывал право на проведение Expo-1967 в 1960 г., однако после смещения Никиты Хрущева Политбюро сочло, что в силу финансовых и идеологических причин проводить выставку нецелесообразно.

В 2002 г. Москва пыталась получить право проведения Expo-2010, но проиграла Шанхаю. В борьбу за Expo-2020 включился российский Екатеринбург.

Победитель будет объявлен в ноябре 2013 г. на 154-й генеральной ассамблее BIE. Соперники Екатеринбурга – Аюттхая (Таиланд), Дубай (ОАЭ), Измир (Турция), Сан-Паулу (Бразилия).

Накал борьбы за право принимать Expo сопоставим с уровнем соперничества за проведение Олимпийских игр, признают в российском заявочном комитете «Экспо-2020». Выставка пройдет с 1 мая по 31 октября. Если Екатеринбург станет хозяином Всемирной выставки, на территории в 500 га в 5 км от центра города будет построен выставочный центр общей площадью 900 000 кв. м (подробнее см. интервью на стр. В6).

«Все заявленные городами-претендентами на 2020 г. темы для Expo также говорят о проблемах, которые человечеству предстоит решить, – глобализация, здоровье», – говорит Зверков. Тема Екатеринбурга – «Глобальный разум» – ставит вопрос о международном взаимодействии в целях общего гармоничного развития мира, без потрясений и катастроф, добавляет он.

Руководство Международного бюро выставок декларирует, что приоритет при выборе города проведения Expo отдается развивающимся городам, для которых инфраструктура, созданная к Всемирной выставке, станет наследием на многие десятилетия вперед, напоминает Зверков. Formika участвовала в разработке заявки Екатеринбурга; если город получит возможность провести Expo, то преобразится, считает Зверков: на его территории есть три больших озера, на берегу самого крупного планируется построить «Экспо-парк». Если эта идея будет реализована, город превратится в русскую Женеву, надеется Зверков.