РЖД сделала ставку на высокоскоростную магистраль

РЖД включила проекты развития скоростного и высокоскоростного движения в Генеральную схему развития железнодорожной отрасли до 2020 г., но денег на них по-прежнему нет

РЖД скорректировала генсхему развития железнодорожной отрасли до 2020 г. Согласно обновленной генсхеме объем вложений в развитие, обновление инфраструктуры и парка тягового подвижного состава потребует 7–11,6 трлн руб., говорится в сообщении монополии. В предыдущем варианте генсхемы до 2020 г. (одобрена весной 2012 г.) объем инвестиций оценивался в 5,7 трлн руб. Новый вариант генсхемы одобрен научно-техническим советом РЖД и направлен в правительство.

РЖД включила в генсхему проекты по развитию скоростного и высокоскоростного сообщения, следует из материалов монополии и подтверждают близкий к ней источник и федеральный чиновник. В предыдущей версии генсхемы этих проектов не было. РЖД планирует организовать высокоскоростное движение (до 350–400 км/ч) на направлениях Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород – Казань. И скоростное движение (до 160–200 км/ч) по маршрутам: Москва – Ярославль, Москва – Суземка (и дальше до Киева) и Москва – Красное (затем до Минска и дальше в Европу). Но эти проекты развития скоростного и высокоскоростного сообщения пока не одобрены правительством, говорит представитель РЖД.

Объем инвестиций в эти проекты – 1,8 трлн руб., сообщил представитель РЖД. Высокоскоростные проекты оцениваются в 1,5 трлн руб. (в ценах 2012 г. без НДС), скоростные – в 343,2 млрд руб., уточняет он. РЖД рассчитывает, что пассажиропоток на скоростных и высокоскоростных поездах к 2020 г. составит более 20 млн человек в год. К 2030 г. РЖД собирается расширить полигон высокоскоростного движения: завершить магистраль от Казани до Екатеринбурга с ответвлениями на Самару, Уфу и Пермь, а также построить магистраль Москва – Адлер.

Ранее только проект магистрали Москва – Санкт-Петербург РЖД оценивала в 1,12 трлн руб., магистрали Москва – Екатеринбург – в 2 раза дороже. Но дороговизна этих проектов – главная проблема. Проекты высокоскоростных и скоростных магистралей планируется реализовать до 2018 г. – к чемпионату мира по футболу. Осенью прошлого года министр транспорта Максим Соколов в интервью «Ведомостям» подчеркивал, что «в сегодняшнем бюджете этих денег пока не видно». Соколов добавлял, что дедлайн по принятию решения – 2013 год. В конце марта РЖД сообщала, что расчеты по программе создания в России высокоскоростных магистралей будут представлены в правительство во втором полугодии.

И денег у РЖД нет не только на высокоскоростное движение. Из 7–11,6 трлн руб., заложенных в генсхеме до 2020 г., самостоятельно РЖД в 2013–2020 гг. сможет профинансировать только 3 трлн руб., говорится в материалах монополии. Но дефицит может быть нивелирован за счет господдержки, привлечения частных инвестиций и заемных средств – это даст монополии 500 млрд – 1 трлн руб. в год. Выходит, для реализации всех мероприятий генсхемы до 2020 г. монополии потребуется 4,5–8,3 трлн руб.