Статья опубликована в № 3323 от 09.04.2013 под заголовком: Оферта «Транснефти»

«Транснефть» готова выкупить долю «Суммы» в НМТП

«Транснефть» хочет единолично контролировать крупнейшую стивидорную компанию – Новороссийский морской торговый порт. Но ее партнер – группа «Сумма» выходить из бизнеса не собирается
Государственная «Транснефть» не прочь взять под контроль крупнейший порт страны
С. Портер / Ведомости

«Транснефть» готова на покупку у группы «Сумма» Зиявудина Магомедова ее 25% в крупнейшем портовом операторе России – группе НМТП, заявил президент нефтетранспортной компании Николай Токарев, сообщает Reuters. Об этом же пишет «Интерфакс». «Но мы пока не обсуждали так детально эту тему», – отметил он (цитата по Reuters). «Но если «Сумма» решит, что эта доля может быть выставлена на продажу, мы бы рассмотрели такую перспективу», – продолжил Токарев.

Представитель группы «Сумма» сказал, что участие в группе НМТП является для компании стратегической инвестицией и речь о продаже пакета не идет. «В случае с НМТП мы покупатель, а не продавец», – добавил он. «Транснефть» не предлагала «Сумме» продать долю в НМТП, отметил он. Представитель «Транснефти» от дополнительных комментариев отказался.

У «Суммы» и «Транснефти» (владеют 50,1% НМТП через СП) нет акционерного соглашения, рассказали «Ведомостям» два источника, близких к одному из акционеров НМТП. Но общие принципы управления портов совладельцами оговорены, уточняет один из них. Условия выхода одного из партнеров могут быть оговорены в уставе СП, отмечает руководитель группы корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченков: как правило, в такие документы включается пункт о преимущественном праве выкупа акций – в первую очередь партнер должен предложить акции второму совладельцу.

Токарев не назвал сумму, за которую «Транснефть» может выкупить долю партнера по порту. Блокпакет НМТП на LSE стоит $500 млн. В 2010 г. «Транснефть» и «Сумма» приобрели 50,1% НМТП у структур Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько за $2,5 млрд. Таким образом, 25% НМТП, исходя из цены этой сделки, оценивались в $1,25 млрд.

В начале года «Транснефть» требовала смены менеджмента НМТП (см. врез). Итогом конфликта стала смена гендиректора порта – им стал исполнительный директор НМТП Юрий Матвиенко. На том же заседании вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин был назначен председателем совета директоров.

«Сумма» и «Транснефть» не единственные крупные акционеры порта. 20% НМТП принадлежит Росимуществу, пакет включен в план приватизации на 2013 г. Токарев оценил 20% НМТП в $300–400 млн, сообщает «Интерфакс». На пакет – 10 претендентов, говорила ранее руководитель Росимущества Ольга Дергунова. Среди претендентов – «Нефтегазиндустрия» Владимира Когана, группа «Дело» Сергея Шишкарева, фонд United Capital Partners, а также арабский фонд Invest AD. «Транснефть», по словам Токарева, на госпакет НМТП не претендует. На госпакет НМТП претендовала госкомпания «Роснефть».

Заявления «Транснефти» негативно отражаются на котировках НМТП на LSE и на перспективах приватизации актива, уверен аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов (см. график на www.vedomosti.ru). С середины февраля (когда между акционерами начался спор) порт на LSE потерял почти $350 млн капитализации, подешевев до $2,06 млрд. Вчера НМТП на LSE подешевел на 0,68% до $2,06 млрд. Индекс FT Russia вырос на 0,27%.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать