Статья опубликована в № 3337 от 29.04.2013 под заголовком: За нефтяной счет

«Транснефть» нашла деньги на трубу

«Транснефть» просит разрешения направлять доходы от прокачки нефти на обновление нефтепродуктопроводов. Минэнерго и Минэкономразвития опасаются, что это сделает систему тарифообразования на услуги монополии непрозрачной

В середине мая в Минэнерго под председательством заместителя министра энергетики Кирилла Молодцова пройдет совещание, посвященное проблеме финансирования модернизации и строительства нефтепродуктопроводов, рассказал представитель «Транснефти». Монополия просит разрешить ей направлять доход от прокачки нефти на развитие системы нефтепродуктов (сейчас это запрещено постановлением правительства от 29 декабря 2007 г.). Источник, близкий к Минэнерго, подтвердил, что совещание пройдет «после майских праздников».

Транспортировка нефтепродуктов занимает 4,5% в выручке «Транснефти» – 33,4 млрд руб. в 2012 г. Прокачкой нефтепродуктов занимается 100%-ная «дочка» монополии – «Транснефтепродукт», она же владеет и инфраструктурой. По словам представителя «Транснефти», более чем на 60% изношены «Юго-запад транснефтепродукт» и «Рязаньтранснефтепродукт», на долю которых приходится около 45% всей прокачки нефтепродуктов. Причина – в нехватке денег на модернизацию, объясняет представитель монополии. У «Транснефтепродукта» нет средств, для того чтобы расплатиться с кредитами, уверяет представитель компании. К примеру, обязательства по кредиту на $753 млн, привлеченному им в 2006–2007 г. для строительства проекта «Север» (Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск), были переданы по договору перевода долга «Транснефти». На 31 декабря 2012 г. остаток задолженности по этому кредиту был около $210 млн. А на модернизацию нефтепродуктопроводов ежегодно требуется 14–21 млрд руб., рассказывает представитель «Транснефтепродукта».

Компания не публикует квартальную отчетность, последняя отчетность по МСФО датирована 2010 г. По данным СПАРК, выручка компании в 2012 г. составила 3,7 млрд руб., чистая прибыль – 1,9 млрд руб., общая задолженность – 6,5 млрд руб.

Решение нужно принимать срочно, подчеркивает представитель «Транснефти»: на модернизацию уйдет не менее двух лет. А к 2016 г. нефтяные компании должны завершить модернизацию перерабатывающих предприятий (производство бензина, по данным Минэнерго, вырастет в 1,3 раза до 142 млн т), к 2015 г. правительство намерено отменить заградительную пошлину на бензин (сейчас 90% от нефтяной). Если доля «Транснефтепродукта» на рынке сохранится на уровне нынешних 24%, то к 2020 г., прогнозирует «Транснефть», транспортировка вырастет в 1,7 раза до 50 млн т.

Российский рынок не справится с дополнительными нефтепродуктами, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук, поэтому примерно вдвое придется увеличивать экспорт, в первую очередь дизеля. Железная дорога с таким объемом не справится, да это и дороже (к тарифу на прокачку от стоимости перевозки ФСТ установлен коэффициент 0,7), отмечает эксперт. Он допускает: если компании столкнутся с перепроизводством, то им придется сокращать загрузку НПЗ и снова производить низкокачественные топлива, мазут и экспортировать нефть, что, соответственно, сделает их инвестпрограммы неэффективными. Представители нефтяных компаний отказались от комментариев, но источник в одной из них отметил, что уже сегодня компании ощущают дефицит в экспортных нефтепродуктопроводах.

Инвестпрограмма развития и реконструкции системы нефтепродуктопроводов должна рассматриваться только на основе экономической целесообразности их строительства с учетом сроков обновления нефтеперерабатывающих заводов, наличия ресурсной базы и гарантий по заполнению трубопроводов, подчеркивает представитель министерства. А средства на модернизацию можно привлекать на условиях проектного финансирования (деньги одалживает структура, которая реализует проект) – это не ухудшит баланс «Транснефтепродукта» или «Транснефти», говорит представитель.

Изменение требований законодательства приведет к созданию потенциально непрозрачной системы перекрестного субсидирования и росту тарифов по всей системе «Транснефти», подчеркивают представители Минэнерго и Минэкономразвития. Впрочем, представитель ФСТ заявил, что служба поддерживает предложение «Транснефти» направить доход от прокачки нефти на развитие системы нефтепродуктопроводов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать