Как Виктор Вексельберг тратит деньги от продажи ТНК-BP

Как стало известно «Ведомостям», сразу после продажи ТНК-BP «Ренова» Виктора Вексельберга погасила все долги – 2 млрд швейцарских франков. Правда, тут же заняла еще 1 млрд швейцарских франков
Виктор Вексельберг/ Д. Гришкин/ Ведомости

Полтора месяца назад «Роснефть» купила у BP и консорциума «Альфа-групп» – Access Industries – «Ренова» (ААР) 100% акций ТНК-BP. Партнеры по ААР получили $27,73 млрд. На долю «Реновы», таким образом, пришлось $6,93 млрд. Первым делом компания Вексельберга обнулила все долги, рассказал «Ведомостям» близкий к «Ренове» источник. Она расплатилась по клубному кредиту на 2 млрд швейцарских франков (около $2,134 млрд), который привлекла в 2010 г. у Credit Suisse, Natixis, ING Bank, Raiffeisenbank, Uniсredit Bank и Сбербанка. Это подтверждают источник в одном из банков-кредиторов и представитель «Реновы».

Но практически сразу после этого «Ренова» привлекла клубный кредит на 1 млрд швейцарских франков (около $1,067 млрд). Средства предоставили в том числе Natixis, Credit Suisse, ING Bank, JPMorgan Securities и Societe Generale, сообщила вчера компания.

Представитель «Реновы» говорит, что новый заем привлечен по ставке LIBOR + 2,25% сроком на три года. Условия кредита «крайне благоприятны для «Реновы» и «практически без ковенант». Ставка по предыдущему кредиту была выше – LIBOR + 3%. К тому же банки «накладывали большое количество ограничений», добавляет он.

Для привлечения финансирования был применен деривативный финансовый инструмент на основе торгуемых акций, говорит представитель «Реновы». Близкий к компании источник уточняет, что на самом деле речь идет о двух взаимосвязанных сделках. По условиям первого контракта «Ренова» продала банкам имеющиеся у нее акции публичных компаний. Речь идет не о портфельных инвестициях, а о компаниях – ключевых активах «Реновы», уточняет собеседник «Ведомостей». Их названий он не указывает. По условиям второго контракта «Ренова» обязалась через три года выкупить бумаги на определенных условиях обратно. Такая структура сделки позволяет избежать риска margin calls, добавляет собеседник «Ведомостей».

«Ренова» контролирует 5,66% UC Rusal, 42% Oerlikon, 31,2% Sulzer и доли в ТГК-5, ТГК-6, ТГК-9 и Волжской ТГК (все входят в «КЭС-холдинг»). Возможность залога акций компании UC Rusal ограничены по акционерному соглашению (чтобы избежать margin calls), доли «Реновы» в двух швейцарских компаниях вчера стоили $3,5 млрд. Акции каких именно компаний послужили инструментом при совершении сделки, представитель «Реновы» не сказал.

«Ренова» намерена потратить привлеченные средства на общекорпоративные нужды. Это позволит группе максимально использовать деньги для реализации масштабной инвестиционной программы после продажи своей доли в ТНК-ВР, говорится в ее сообщении.

Еще в 2008 г. долг «Реновы» составлял около $2,9 млрд, уточнял Вексельберг. Часть средств привлекалась под залог акций тех же Oerlikon и Sulzer. Но в кризис «Ренове» не удалось избежать margin calls, когда стоимость заложенных бумаг оказалась недостаточной для обеспечения кредитов. Группа компенсировала возникшую разницу деньгами, сообщал близкий к «Ренове» источник. Затем компания договорилась о реструктуризации кредитов на более выгодных условиях, рассказывал Вексельберг весной 2009 г. По его данным, на тот момент долг группы превышал $1 млрд и состоял из кредитов четырех западноевропейских банков.

Аналитик Raiffeisenbank Денис Порывай указывает, что «Ренова» очень выгодно привлекла средства. Примерно по таким же ставкам занимают крупнейшие государственные компании – «Роснефти» или «Газпрому» обычно дают кредиты почти на таких же льготных условиях. Так, «Роснефть» для покупки ТНК-ВР заняла в банках $31,04 млрд. Условия кредитов выгодные, общая ставка по ним меньше 3% годовых (с учетом LIBOR), рассказывал «Ведомостям» теперь уже бывший вице-президент «Роснефти» по финансам Дмитрий Авдеев.