Prada подорожала на 63%

Девочки – да и мальчики, видимо, тоже – просто хотят приятно проводить время. Все бренды, наиболее значительно поднявшиеся в рейтинге BrandZ в 2013 г., так или иначе связаны с радостями жизни: дизайнерская одежда, яркие и недорогие модные вещи, пиво, магазины и кино
Покупка одежды – одна из главных радостей потребителей, и ее производители всячески им потакают/ K.Sasahara/ AP

Главной звездой подиума стал итальянский люксовый бренд Prada. В 2011 г. компания привлекла $2,14 млрд, разместив акции на Гонконгской фондовой бирже, где они торгуются под тикером 1913 (год основания компании). Prada стала первым производителем товаров класса люкс с листингом в Гонконге, присоединившись к L'Occitane и Samsonite в стремлении воспользоваться интересом азиатских инвесторов к известным западным компаниям, работающим на потребительском рынке и имеющим убедительную стратегию роста в Китае. Спустя два года стоимость бренда Prada достигла $9,4 млрд. Годовой рост составил максимальные для участников рейтинга 63%; это чуть больше, чем у бразильского пивного бренда Brahma (61%).

Питер Уолш, глобальный директор BrandZ, называет Prada «исключительностью, которая путешествует по миру». Свои сильные традиции управления брендом компания распространила и на такие регионы, как Китай и Латинская Америка. Не разбавляя ассортимент более дешевой продукцией, такой как парфюмерия, компания предоставляет доступ к нему большему количеству людей.

То же самое относится и к другому люксовому бренду – Gucci. Его стоимость за год выросла на 48% до $12,7 млрд. Gucci также лидирует в своей категории по такому показателю, как вклад бренда в прибыль (его способности формировать лояльность потребителей). Gucci и Burberry продемонстрировали самые высокие в своей отрасли темпы роста вклада бренда.

«Gucci прекрасно сочетает классический облик и современный подход, этим особенно сильна, например, Coca-Cola, – говорит Робин Хидли, вице-президент по Европе Millward Brown Optimor. – Мастерство сочетается у них с современными технологиями, они активно развивают электронное направление: 13% онлайн-продаж Gucci пришлось на мобильную платформу».

Важность электронных продаж растет для всех компаний, роскошные витрины магазинов которых заполняют самые шикарные торговые улицы Шанхая, Токио и Парижа. Весь фокус в том, говорит Уолш, чтобы воспроизвести в сети традиционную роскошь магазинов, причем сделав их доступными не только с компьютеров, но и с мобильных устройств, на которые приходится значительная доля онлайн-продаж.

Социальные сети несут большие преимущества производителям одежды и товаров класса люкс, считает Стив Уилкинсон, руководитель направления потребительских рынков в британском отделении Ernst & Young. «С одной стороны, владельцы брендов могут гораздо быстрее получать отклики клиентов, с другой – лояльные клиенты получают возможность чувствовать себя более причастными к миру моды и образу жизни, связанному с роскошью, – говорит он. – В самом взаимодействии компаний и клиентов нет ничего нового, но социальные сети сделали его более частым и содержательным».

Возможно, ни одна платформа не предоставляет для такого взаимодействия больше возможностей, чем eBay: здесь встречаются продавцы и покупатели, а процесс покупки не ограничивается одним кликом – его участникам часто приходится переживать тревожные моменты ожидания у компьютера или телефона, прежде чем узнать, что выиграла именно их заявка.

За год стоимость бренда eBay выросла на 40% до $17,7 млрд, по темпам роста он находится на 11-м месте. Сравнимый результат у бренда Disney, оцененного в $23,9 млрд.

Чрезвычайно высокие темпы роста демонстрируют и производители модной одежды. Третье место по ним в мировом рейтинге занял бренд Zara с результатом 60%. Испанская марка теперь стоит $20,2 млрд, оттеснив Nike с первого места в категории производителей одежды. Следующим идет Calvin Klein с ростом стоимости на 52% до $1,8 млрд.

«Zara – это модная одежда, которую большинство может себе позволить, доставка осуществляется очень быстро, компания осуществляет широкую экспансию, – говорит Уолш. – Это хороший пример того, как компания инвестирует в свой бренд, а затем продвигает его на нужных рынках».

В рамки общей тенденции укладывается и рост стоимости бренда онлайн-ритейлера на 34% до $45,7 млрд. Знакомая история: реальные магазины проигрывают виртуальным, и Amazon опередил Walmart. Но теперь Amazon может выйти в офлайн (см. стр. В8). «Мы уже видели провалы реальных магазинов, теперь мы наблюдаем наступление виртуальных. Возможно, развиваться по направлению из сегмента онлайн-торговли в реальный сектор легче, чем наоборот, так как, не имея инфраструктуры, можно сразу реализовывать более эффективные с точки зрения затрат проекты», – говорит Уолш.

Столь значительный разрыв в стоимости брендов – $9 млрд – между Amazon и Walmart отмечен впервые. Он эквивалентен стоимости бренда ALDI немецкого магазина-дискаунтера, которая снизилась на 5%, невзирая на популярность среди европейских покупателей, испытывающих финансовые трудности.