Дорожные пробки обходятся крупнейшим городам мира в $266 млрд ежегодно

Новые технологии обещают привести к фундаментальным изменениям в развитии систем городского транспорта и организации наших поездок и путешествий
Bloomberg

Дорожные пробки обходятся крупнейшим городам мира в миллиарды долларов ежегодно. Ситуация грозит ухудшиться, ведь к 2050 г., как ожидается, городское население Земли составит 70% против 50% сейчас.

Это означает возрождение интереса к общественному транспорту, в то время как развитие технологий мобильных коммуникаций обещает привести к фундаментальным изменениям в том, как мы организуем наши поездки и путешествия.

Дорожные заторы оказывают гигантское воздействие на мировую экономику. По данным исследования консалтинговой компании Roland Berger, в 30 крупнейших городских агломерациях мира ежегодные экономические и социальные издержки из-за «пробок» составляют $266 млрд. С учетом того, что ежедневно в города перебираются 180 000 человек, сложно ожидать улучшения транспортной ситуации.

В развитых странах основная проблема, стоящая перед муниципальными и транспортными властями таких городов, как Лондон и Нью-Йорк, – как модернизировать и расширять существующую, уже зачастую ветшающую инфраструктуру на территориях, где свободные площади ценятся дороже золота. В развивающихся странах, где из-за наплыва мигрантов оказываются перегружены и без того не особо развитые транспортные системы (состоящие обычно из автобусов, которые все больше и больше запруживают дороги), главная задача заключается в поиске эффективных средств перемещения миллионов людей. В таких городах строят новые линии метро и трамваев.

Оценить, какие финансовые возможности открываются для разработчиков систем управления транспортом и транспортных технологий, непросто. В исследовании Roland Berger говорится, что, согласно собранным компанией данным, крупнейшие банки развития разных стран могут в ближайшие 10 лет потратить $175 млрд на транспортные системы в одних только развивающихся странах.

Так, Индия, где население уже 46 городов превышает 1 млн человек, за этот период планирует вложить около $40 млрд в строительство метрополитена. Первая линия метро в стране стала функционировать в Калькутте в середине 1980-х гг., тогда как в Нью-Дели метро заработало только в 2002 г. Собственное метро строится еще в пяти городах – Мумбае, Бангалоре, Хайдарабаде, Кочине и Ченнаи.

В Китае системы массового пассажирского транспорта есть в 15 городах, семь из них заработали в последние пять лет. Согласно официальной статистике, 34 городам выданы разрешения на строительство линий метро общей длиной 4300 км, что в полтора с лишним раза больше, чем функционирует сейчас.

Амбициозные планы по развитию метрополитена и трамвайной сети у России, которая готовится принять несколько крупных международных мероприятий, в том числе Чемпионат мира по футболу в 2018 г. Правительство Москвы планирует построить 150 км новых линий метро, вдвое увеличив протяженность дорог нынешней подземки.

В Лондоне реализуется проект Crossrail стоимостью 14,8 млрд фунтов стерлингов ($22,4 млрд), в рамках которого строятся новые линии метро, а также подземной пригородной железной дороги (одна из них уже прошла с востока на запад, теперь строится линия с севера на юг). Несмотря на то, что уже существующие планы включают модернизацию сигнальной системы и подвижного состава, которая должна увеличить пропускную способность на 30%, строительство новой линии с севера на юг «категорически необходимо», говорит Майк Браун, управляющий директор London Underground и London Rail.

Будь то Лондон, Париж, Нью-Йорк или другие города, массовая модернизация транспортных систем предоставляет отличные возможности для поставщиков соответствующих услуг. Крупнейшие из них, такие как Siemens, активно разрабатывают технологии, способные увязать вместе все компоненты городских транспортных систем – от управления дорожным движением до схем движения велосипедов и систем информирования пассажиров на пригородных электричках и в поездах метро. «Мы полагаем, здесь огромный потенциал», - говорит Роланд Буш, возглавляющий подразделение инфраструктуры и городских систем Siemens. По его словам, технология компании, которая используется в системе платного въезда в центр Лондона и отслеживания движения автобусов через GPS, помогла сократить загруженность на 37%.

Но изменить мышление городских планировщиков зачастую тяжело, отмечает Марк Винтерхофф, консультант Roland Berger: «В городе одни интересы постоянно сталкиваются с другими. Универсального решения не существует. Прежде всего мы должны обозначить проблему, а затем доказать, что «пробки» не исчезнут и ситуация только ухудшится».

Быстрое развитие сетей высокоскоростной связи 3G и 4G многие специалисты рассматривают как важный момент в повышении эффективности транспортных систем: в частности, с их помощью на смартфоны пассажиров можно передавать информацию, которая позволит им выбрать оптимальный маршрут поездки. Появление в последние годы многочисленных приложений для мобильных телефонов, которые призваны в режиме реального времени снабжать пользователей различной информацией о способах и возможностях передвижения, демонстрирует потенциал этого направления развития.

Однако проблема заключается в том, чтобы, собрав информацию из многочисленных источников, представить ее в удобном для восприятия виде и чтобы при этом она была достоверной. Именно этим занимается американская Cubic Transportation Systems, сейчас поставляющая билетные системы для общественного транспорта и управляющая денежными потоками.

«Мы можем помочь решить проблему того, как наиболее эффективным способом переместить человека из пункта А в пункт Б, - говорит Мэтью Коул, старший вице-президент по стратегии и развитию бизнеса Cubic Transportation Systems. – Влияют на это прежде всего рост и плотность населения. Будет больше передвигающихся людей, у которых будет меньше места. Поэтому передвигаться будет сложнее и менее комфортно».

Перевел Михаил Оверченко