На какие налоговые льготы могут рассчитывать компании–доноры

Глобальные компании не могут посчитать, сколько тратят на благотворительность, из-за отсутствия единых стандартов. Комитет по поддержке корпоративной филантропии (CECP) пытается эту проблему решить
Скоро будет готова глобальная система оценки корпоративной благотворительности/ Ali Jarekji/ Reuters

CECP, объединяющий 180 CEO самых крупных компаний со всего мира, в партнерстве с Deloitte разрабатывает «Глобальный гид» по благотворительности. Из-за отсутствия общих стандартов «многие компании не составляют агрегированную отчетность благотворительности [подразделений, работающих в разных странах] либо не могут поручиться за результаты», говорится в докладе CECP.

«Даже внутри нашей компании нередко нет консенсуса, как измерить некоторые виды благотворительности в отчетности, – рассказал CECP представитель благотворительного фонда французской Orange. – Когда каждый фонд работает независимо, трудно собрать релевантную информацию при поиске партнеров в этой работе».

С февраля 2011 г. CECP собирает данные по благотворительности в 17 странах, включая Россию. Критерием отбора было количество компаний из рейтинга Fortune Global 500, зарегистрированных в них. В проекте участвуют страны, где есть хотя бы две такие компании, больше всего – из США (139 компаний) и Японии (71), из России – 6.

Весной 2012 г., когда CECP собирал информацию о практике благотворительности в этих странах, в опросе согласились участвовать группа «Ренова» и «Форум доноров», рассказала старший аналитик CECP Кармен Перес. «Основные критерии инициативы CECP очень близки нашей внутренней политике и позволяют нам лучше понять, какое положение мы занимаем на фоне других компаний из разных стран», – отмечает группа «Ренова» (цитата по документам CECP).

Сейчас CECP собирает данные о пожертвованиях в 2012 г. – и пока, по словам Перес, ни одна российская компания поделиться результатами благотворительности не захотела. Впрочем, время еще есть – CECP принимает данные до 15 июля.

Кто благотворительная организация

Главными вопросами при разработке единого стандарта были определения благотворительной организации и видов благотворительности, а также вопросы отчетности фондов и налоговые льготы.

Благотворительная организация, по мнению CECP, должна соответствовать трем критериям – она должна иметь организационно-правовой статус, заниматься только благотворительными проектами и не иметь коммерческих функций. Вся заработанная прибыль должна реинвестироваться в соответствии с заявленными целями организации.

Самые распространенные формы благотворительных организаций – это ассоциации и фонды. В Великобритании четыре вида некоммерческих, негосударственных организаций могут быть зарегистрированы как благотворительные. Во Франции – два. Нидерланды оказались единственной страной, где вообще нет специальных юридических требований к обществу, чтобы оно было признано благотворительным.

Разная отчетность

Практически все страны требуют от благотворительных организаций предоставления ежегодной отчетности в надзорные органы. В трех юрисдикциях требования к отчетности зависят от доходов и объема операций. В Нидерландах небольшие фонды освобождаются от необходимости отчитываться. Франция заставляет фонды с любым бюджетом подавать годовой отчет, а те, у которых бюджет превышает 150 000 евро, должны раскрывать отчетность на сайте Journal Officiel. Испания требует от фондов с большими активами и большим числом сотрудников проводить внешний аудит. В Германии благотворительным фондам достаточно отчитываться раз в три года – они получают сертификат, дающий право на налоговые льготы, действующий три года. В Мексике предоставить финансовую отчетность фондам нужно лишь раз – при регистрации. После этого достаточно ежегодного уведомления, содержащего уверение менеджмента, что все необходимые требования выполняются.

Налоговые льготы

Везде, за исключением России, благотворительные пожертвования дают право компаниям-донорам на налоговые вычеты. В некоторых странах льготы можно получить также за выделение помещений благотворительным организациям и за оказание им услуг (см. таблицу).

Во Франции вычеты не могут превышать 0,5% налогов, которые платит компания, в Италии – 2% налогооблагаемой прибыли, в Бразилии – 4%, в Мексике – 7%, в Индии, Нидерландах, Южной Корее, Испании и США – 10%, в Китае – 12%, в Германии и Швейцарии – 20%, в Японии – 40%, в Канаде – 75%, в Великобритании ограничений нет.

В России на корпоративные пожертвования приходится 80% собранных сумм, на частные – 20%, сообщил CECP российский «Форум доноров». Налоговые льготы для благотворительных проектов были и в России – они действовали с 1996 г., но в 2002 г. были отменены. В России нет однозначного мнения по этому вопросу. Как отмечает «Форум доноров», благодаря вычетам большее число компаний малого и среднего бизнеса стали бы участниками благотворительности. Но сами компании с этим не согласны: для них налоговые льготы будут означать необходимость подавать больше отчетности.

Что считать благотворительностью

Законы всех стран отражают, какая деятельность может считаться благотворительной или представляет общественную пользу. А вот ограничения и запрет на какую-то деятельность есть не у всех. Три области – образование, здравоохранение и социальную защиту – все 17 стран единодушно относят к полю деятельности благотворительности. Большинство стран законодательно разрешают филантропию в области культуры и искусства, экологии, продовольствия, жилищных проблем, медицинских исследований, психического здоровья, природных катастроф, науки и развития молодежи.

В некоторых секторах более 40% стран благотворительную деятельность не разрешают, но с исключениями. Например, благотворителям закрыт доступ к сектору, связанному с животными, за исключением вопросов защиты дикой природы, к сектору преступности за исключением защиты жертв преступлений, к сектору иностранных дел и международной безопасности за исключением международного развития, к сектору гражданских прав за исключением межнациональных и межрасовых отношений. Более 40% стран, бывших в фокусе исследования, не готовы пускать благотворительные общества к проблемам трудовой занятости, общественных ассоциаций, религии, развлечений и спорта.

Тонкий вопрос – участие благотворительных организаций в политике. Большинство стран прямо им это не запрещают, но не позволяют направлять деньги на поддержку политических партий. В России и Канаде благотворительные общества не могут финансировать политические партии, движения и кампании. В Индии некоммерческим организациям запрещено участвовать в политических событиях, связанных с выборами.

Австралия не ограничивает оказание финансовой поддержки политическим партиям, но в этом случае требует дополнительного раскрытия перед налоговыми органами. Франция разрешает участвовать в политической деятельности. В Нидерландах ограничений на политическую деятельность благотворительных организаций нет вообще.

Что дальше

Работа над «Глобальным гидом» еще далека от завершения. В ближайшее время CECP разработает механизм конвертации валют пожертвований, определения стоимости пожертвований в виде продуктов и услуг, которые оказываются на добровольной основе.

Формирование стандартов отрасли – это правильный и уместный шаг, говорит директор «CAF Россия» Мария Черток. Она видит ценность проекта CECP для российских компаний в возможности «включения в глобальный диалог о том, какой должна быть корпоративная благотворительность, поскольку сравнимых данных – как количественных, так и качественных – катастрофически не хватает. Но подгонять под одну гребенку всех не стоит. Любая попытка введения единых критериев – это всегда медаль, имеющая две стороны, соглашается директор благотворительного фонда «Здесь и сейчас» Татьяна Тульчинская. Но важно, добавляет она, чтобы единые критерии были ближе к этическому кодексу, чем к системе KPI.