Бизнес
Бесплатный
Антон Филатов|Александра Крекнина
Статья опубликована в № 3357 от 03.06.2013 под заголовком: Платья против дорогой аренды

Finn Flare пересмотрела программу развития

Finn Flare, крупный российский продавец одежды, урезала план открытия новых магазинов. Арендные ставки растут, а спрос стагнирует, объясняет компания
В Finn Flare ждут снижения арендных ставок для магазинов
А.Астахова / Ведомости

Finn Flare, крупный российский торговец одеждой, пересмотрела программу развития. «Если в 2009–2011 гг. мы открывали по 30–40 магазинов в год, то в прошлом году было 15, а в этом мы откроем всего восемь магазинов», – сказала «Ведомостям» президент Finn Flare Ксения Рясова. Причина – в «перегретом рынке аренды», объясняет она: ставки аренды для магазинов в торговых центрах растут ежегодно на 5–10%, при этом число посетителей в ТЦ в среднем не увеличивается, а спрос остается вялым, объяснила она.

Сейчас Finn Flare тратит на аренду меньше 20% выручки (ее компания не раскрывает). Это, по мнению Рясовой, «много». Ставка аренды не должна превышать 20–22% от оборота, в противном случае магазин становится убыточным, говорит вице-президент другого российского производителя одежды – Sela Эдуард Остроброд.

Например, в Краснодаре арендные ставки в торгцентрах для магазинов одежды площадью 150–250 кв. м, по данным GVA Sawyer, варьируются от 13 000 до 22 000 руб. в год. Получается, если верить Остроброду, при средней ставке аренды в 17 500 руб. магазину площадью 200 кв. м, чтобы быть прибыльным, нужно в год получать с метра около 87 500 руб. выручки, или 17,5 млн руб. – со всего магазина. В Москве ставки выше: для операторов одежного сегмента при аренде 200–500 кв. м они находятся в диапазоне от 21 700 до 56 000 руб. за 1 кв. м, говорит Татьяна Мальянова, начальник отдела аренды торговых центров Jones Lang LaSalle.

Правда, петербургская группа Melon Fashion (управляет 490 магазинами Befree, Zarina и Love Republic) в прошлом году потратила на аренду 2,04 млрд руб. – это почти 25% от выручки, которая в 2012 г. составила 8,2 млрд руб., – но закончила год с прибылью в 596,9 млн руб.

В 2012 г. арендные ставки выросли в среднем на 5–10% – в основном за счет заложенной в договоре эскалации арендной ставки, говорится в исследовании GVA. «Ставки в концептуальных «проходных» комплексах никогда не были низкими. Рост идет в пределах индексации, никаких скачков с начала года не было», – говорит консультант компании «Магазин магазинов» Оксана Аверкина. Арендные ставки растут на 6–10% ежегодно, подтверждает Остроброд. «Мы увеличиваем оборот собственных магазинов примерно на столько же. В тех же случаях, когда оборот не растет, мы или закрываем магазин, или договариваемся о приемлемых арендных ставках», – говорит он. Ритейлер, по его словам, открыл в прошлом году 12 собственных магазинов, а в этом планирует открыть 10–12.

Рясова считает, что с открытием новых магазинов нужно повременить до корректировки ставок аренды. Это, по ее ожиданиям, может произойти уже в следующем году, когда из-за замедлившегося потребительского спроса с рынка уйдут слабые несетевые проекты, как это было в кризис. Ритейлу предстоит пережить временное снижение темпов роста – такой вывод сделал Михаил Першин, руководитель практики «розничная торговля» Accenture в России, из динамики продаж новых автомобилей.

У Finn Flare сейчас 90 собственных магазинов в России и 13 – в Казахстане, еще 220 точек работают по франчайзингу. Год назад компания управляла 113 собственными магазинами. С тех пор она свернула сеть под вторым брендом, ориентированным на молодежь, Applemoon (14 магазинов). «Товар был того же качества, но продажи с квадратного метра – в два раза меньше. Марку запускали в кризис, и она не успела раскрутиться», – объясняет Рясова. Пока, по ее словам, ритейлер будет работать над эффективностью продаж в существующих магазинах – модернизировать их и улучшать коллекцию.

Сокращение программы развития Finn Flare связано в большей степени с лояльностью потребителя к марке, считает Аверкина из консалтинговой компании «Магазин магазинов». «Бренд теряет лояльность в глазах потребителя, что находит отражение и в коммуникации арендатора с арендодателем. Собственник ТЦ не готов идти на уступки, если бренд не востребован. Finn Flare – хороший одежный бренд, стабильный партнер. Компании нужно пересмотреть свой подход к продвижению марки у потребителей», – говорит она.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать