На «мусорном» рынке началась консолидация

Фонд «РТ-инвест», создан ный госкорпорацией «Ростех» для работы с отходами, покупает компанию своего совладельца
Chris Ratcliffe/ Bloomberg

Всего «РТ-инвест» распоряжается $400 млн, объявлял «Ростех», но не сообщал, чьи это деньги. Шипелов назвал только одного пайщика – Новикомбанк («Ростех» – крупнейший акционер, 17,61%), но не сообщил, какой у него пай. Представитель Новикомбанка от комментариев отказался. В ближайшие два года «РТ-инвест» планирует привлечь не менее $1 млрд.

Давние партнеры

По данным СПАРК, Агафонова и Шипелова объединяет еще несколько профильных для фонда бизнесов, которые контролирует «Царицын капитал». В их числе волгоградские компании «Фармдизайн» (49%), «Телемедик» (75%) и «Волгоградэнергосервис» (75%). Их деятельность Агафонов отказался комментировать: «Я сейчас занимаюсь только отходами». А Шипелов имеет в собственности 100% московского ООО «Ломбард джини.ру», специализирующегося на выдаче краткосрочных кредитов. Управление фондом – не новая сфера для Шипелова. С 2007 по 2009 г. он работал директором по развитию Российской венчурной компании (РВК) и покинул ее, когда там начались проверки Генпрокуратуры и Счетной палаты. Обе организации сделали вывод, что средства фонда расходовались неэффективно. Проверяющим не понравилось, что 6 млрд из 8,5 млрд руб. РВК разместила на банковских депозитах и не инвестировала в инновационные проекты. РВК утверждала, что аудиторы не понимают принципы работы венчурного фонда.

Задача «Ростеха» – создание одного из крупнейших в Европе операторов, занимающихся сбором и утилизацией мусора», – говорил «Ведомостям» гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов. Он рассчитывает, что к концу 2013 г. «Ростех» будет обслуживать 5% населения России. Госкорпорация оценивает рынок переработки отходов в перспективе в 50 млрд руб. в год. В последние два месяца заводы по переработке отходов от лица «Ростеха» скупает закрытый ПИФ «РТ-инвест». У самого «Ростеха» – 25,01% фонда; по данным СПАРК, гендиректору «РТ-инвест» Андрею Шипелову и бизнесмену, депутату Думы Нижнего Новгорода Вадиму Агафонову через ООО «Царицын капитал» принадлежит 74,99% «РТ-инвеста». Это подтверждают Шипелов, Агафонов и представитель «РТ-инвеста».

По данным СПАРК, Агафонов и Олег Жохов на паритетных началах владеют оператором сбора и переработки отходов – СК «Агжо». Агафонов это подтверждает. В начале июня «РТ-инвест» сообщил, что покупает контрольный пакет «Агжо». Люди, близкие к разным сторонам этой сделки, говорили, что покупка может стоить фонду $40 млн. «Это не покупка, а слияние», – поправляет Агафонов. По завершении сделки Агафонов и Жохов станут управляющими партнерами компании, в которой «Агжо» будет объединена еще с одним активом «РТ-инвеста», казанским «Предприятием ЖКХ».

Конфликта интересов в том, что «РТ-инвест» покупает контрольный пакет в компании своего же совладельца, нет, уверен Шипелов: принципиально, что сделка происходит до того, как Агафонов становится менеджером одного из активов фонда.

«В такой сделке все зависит от мнения доверителей фонда. Если они были в курсе и разрешили ее, претензий быть не должно, – считает руководитель дирекции по инновациям Аналитического центра при правительстве Юрий Аммосов. – Но, если они не знали об аффилированности владельца, менеджера и продавца, могут появиться основания для оспаривания сделки». В американской практике менеджер даже должен вложить собственные средства в фонд, но не более 1% привлеченных средств.

Интерес к мусору Шипелов объясняет тем, что ко второму чтению в Думе готовится закон о переработке и утилизации отходов – он обяжет производителей и импортеров товаров либо перерабатывать их, либо платить утилизационный сбор; население тогда будет платить только за вывоз мусора, платы за переработку не будет.

Правда, документ пока не готов: правительство никак не определит статус фонда, в пользу которого будут поступать утилизационные платежи. Минэкономразвития и вице-премьер Аркадий Дворкович предложили сделать фонд государственным, в этой редакции законопроект в декабре и был внесен в Думу. Минприроды предлагало передать фонд в управление объединению саморегулируемых организаций. Этот вариант поддерживает «Ростех», заявлял его представитель. Один из авторов законопроекта – депутат от ЛДПР Максим Шингаркин уверен, что только «Ростех» должен совершить революцию в коммунальном хозяйстве. «Ростех» станет зонтичным инвестором, который вытянет ситуацию в регионах, а потом передаст технологии местным предприятиям», – надеется депутат.

В Европе производители стали отвечать за переработку отходов в начале 1990-х гг., говорит Рашид Алимов из «Гринпис Россия». Для успешной переработки отходов нужен их раздельный сбор, уверен он. «Я не вижу большой необходимости в крупном операторе в лице «Ростеха». У меня возникают сомнения, что «Ростех» заинтересуют вторичная переработка отходов и раздельный сбор, потому что это наименее коррупционные проекты – виден конечный выход продукта. Зато на мусоросжигании можно вольно обращаться с объемами, но это – уничтожение ресурсов. Даже если вырабатывать энергию, сжигая мусор, выигрыш будет меньше, чем при вторичной переработке», – объясняет Алимов.