Кто заплатит за БАМ и Транссиб

Правительство согласовало РЖД первый инвестиционный суперпроект – модернизацию Транссиба и Байкало-Амурской магистрали. Государство даст на него 260 млрд руб. из фонда национального благосостояния
Б. Кавашкин/ ИТАР-ТАСС

Правительство согласовало схему финансирования модернизации Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей до 2018 г. Всего на это уйдет 560 млрд руб., рассказали два источника, близких к РЖД и правительству. Из них на БАМ будет потрачено 360 млрд руб., 200 млрд руб. – на Транссиб. Модернизация увеличит пропускную способность этих магистралей к 2020 г. до 50 млн т в год, уверяют собеседники «Ведомостей». Сейчас она – 16–18 млн т в год.

Эти цифры гораздо меньше тех, что предлагала РЖД. В прошлом году она оценивала проекты расширения пропускной способности БАМа и Транссиба в 918 млрд руб. (в ценах 2011 г.), обещая дополнительную пропускную способность к 2020 г. в 80 млн т в год, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к РЖД. А в обновленном варианте генсхемы развития железнодорожного транспорта до 2020 г., который был представлен в правительство весной, модернизация БАМа и Транссиба оценивалась в 180,4 млрд руб. по консервативному варианту и в 769,3 млрд руб. по инновационному.

Из 560 млрд руб., на которых в итоге остановились, правительство выделит 260 млрд руб., а 300 млрд руб. РЖД профинансирует из собственных средств, говорят собеседники «Ведомостей». Бюджетные деньги монополия получит из фонда национального благосостояния. Выделить 260 млрд руб. из бюджета в конце апреля поручил премьер-министр Дмитрий Медведев. Поправки в бюджет будут обсуждаться в правительстве в конце июня. В этом году может быть выделено 16 млрд руб.

Покрытие дефицита финансирования БАМа и Транссиба из госбюджета – единственный вариант для реализации этих проектов: БАМ и Транссиб сложно окупить, уверяет руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Основной вид груза, который перевозится по этим магистралям, – уголь, а тариф на его перевозку – один из самых низких (0,18 руб. за 1 т/км), тогда как средний тариф на перевозку других грузов – 0,37 руб. за 1 т/км, объясняет он.

Сейчас в правительстве обсуждается инвестпрограмма РЖД до 2020 г. на 5,7 трлн руб. Из собственных средств компания может профинансировать только две трети этой программы, дефицит составляет 1,9 трлн руб. РЖД рассчитывает, что около 400 млрд руб. из этого дефицита будет профинансировано за счет кредитов, а еще 300 млрд руб. – за счет инфраструктурных облигаций. Уже в этом году ВЭБ вложит в инфраструктурные облигации РЖД 100 млрд руб. пенсионных накоплений граждан. Впрочем, инвестпрограмма до 2020 г. еще может быть порезана – Минэкономразвития предлагает ограничиться самым необходимым и уложиться в 2,7 трлн руб.