Политика
Бесплатный
Людмила Климентьева

Минпромторг поддержит спрос на вагоны субсидиями вагоностроителям

Меры господдержки отечественных вагоностроителей, разработанные Минпромторгом для стимулирования падающего с 2012 г. спроса на грузовые вагоны, предполагают выделение субсидий из федерального бюджета в размере 12,8 млрд руб. в 2013-2014 гг. По условиям программы вагоностроители должны сделать эквивалентные скидки покупателям, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на министра Дениса Мантурова. Налоговый эффект от увеличения производства и продажи вагонов, по его словам, должен составить около 15,7 млрд руб. В январе - апреле этого года спрос на грузовые вагоны упал 20%.

Сейчас предложения Минпромторга согласовываются в правительстве, отмечает источник издания. По его словам, «субсидирование выгодно как вагоностроителям, так и собственникам вагонов», поэтому «они лоббируют запуск программы уже этим летом». По данным источника, Минпромторг рассчитывает, что в рамках программы со скидкой будет продано 51 000 вагонов на 92 млрд руб. Окончательный механизм выдачи скидок еще прорабатывается. Скорость и простота их получения «могут зависеть от того, сдает ли собственник старый вагон, получая новый, или нет, т. е. утилизационная составляющая будет играть свою роль», — уточняет собеседник «Коммерсанта».

Скидка на самый распространенный тип грузового вагона — полувагон — должна составить 204 000 руб., на инновационный полувагон — 300 000 руб., на платформу — 250 000 руб., на цистерну — 260 000 руб., на хоппер — 240 000 руб., на крытый вагон — 200 000 руб. Таким образом, по оценке главы "INFOLine-аналитики" Михаила Бурмистрова, скидки составят от 11 до 14,5% от цены вагона в зависимости от его типа.

В дополнение к программе субсидирования Минпромторг предлагает меры поддержки спроса на инновационные вагоны с нагрузкой не менее 25 т на ось. Министерство предложило субсидировать 2/3 процентной ставки рефинансирования ЦБ (т. е. 5,5 п. п.) по тем кредитам, которые будут получены в 2014-2016 гг. в российских банках на покупку таких вагонов. По оценке Мантурова, закуплено будет порядка 60 000 вагонов, а объем прогнозируемых субсидий из бюджета покупателям в этот период составит 5,5 млрд руб.

Предложения Минпромторга производителям вагонов и их операторам в основном нравятся. Об этом «Коммерсанту» заявили, в частности, замгендиректора крупнейшего производителя грузовых вагонов - «Уралвагонзавода» (УВЗ) Андрей Шленский, представители Первой грузовой компании (ПГК) и совладелец «Нефтетранссервиса» Алексей Лихтенфельд.

Тем не менее Лихтенфельд отмечает, что, «если поддержкой воспользуются только кэптивные компании производителей, это приведет лишь к росту числа вагонов на рынке, а не к реальному росту спроса». С ним согласен топ-менеджер еще одного крупного оператора. «Явно просматривается риск, что меры господдержки капитализируются через кэптивные компании производителей — «УВЗ-Логистик» и Rail1520 (аффилирована с Тихвинским заводом). Завод получает субсидию, а его «дочка» — скидку, агрессивно наращивая парк. А потом уже «дочка» может сдавать вагоны в оперативный лизинг реальным игрокам рынка», — говорит собеседник «Коммерсанта». В независимой лизинговой компании Brunswick Rail надеются, что «в нынешнем виде предложения Минпромторга приняты не будут».

Гендиректор "УВЗ-Логистик" Дмитрий Еремеев не согласен, что предлагаемыми мерами воспользуются в первую очередь кэптивные компании производителей. По его словам, заводы не будут отказываться от выгодных контрактов только из желания помочь кэптивным компаниям. Андрей Шленский также говорит, что «на профицитном рынке вагоны однозначно смогут купить со скидкой все желающие».

По словам Михаила Бурмистрова, предложенный размер субсидии «недостаточен для того, чтобы оператор отказался от продления срока службы вагонов и заменил их новыми». Тем не менее, полагает эксперт, спрос на полувагоны и нефтеналивные цистерны может вырасти не менее чем на 30% за счет того, что госбанки будут более активно кредитовать лизинговые компании, через которые вагоностроители покупают подвижной состав сами у себя.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more