Globus снова инвестирует в гипермаркеты в России

После долгого перерыва германская Globus снова инвестирует в гипермаркеты в России. Она вложит 30 млрд руб. за пять лет, чтобы открыть не меньше 10 магазинов
Globus, считают аналитики, обыгрывает конкурентов за счет хорошей организации собственного производства/ GLOBUS

Первый гипермаркет в России группа Globus открыла в 2006 г. в подмосковном Щелкове, к концу 2008 г. у нее было пять гипермаркетов, но затем последовал большой перерыв. Шестой открылся в 2012 г. в подмосковном Королеве, напоминает гендиректор ООО «Гиперглобус» (управляет российскими гипермаркетами сети) Йоханнес Толай. Развитие остановилось из-за кризиса, объясняет он.

Теперь ритейлер хочет наверстать упущенное. В ближайшие годы Globus планирует открывать по 2–3 гипермаркета в год в Московском регионе и близлежащих областях, говорит Толай. По его словам, один гипермаркет общей площадью 24 000–28 000 кв. м и торговой 11 000–13 000 кв. м обходится компании примерно в 2,5 млрд руб. Сейчас у «Гиперглобуса» шесть гипермаркетов, строятся магазины в Красногорске и Твери. В компании с оборотом 40 млрд руб. за 2012 г. (с НДС) работает 4500 человек (по 700–900 на магазин), говорит Толай.

«В ближайшие пять лет Globus намерена инвестировать в развитие сети около 30 млрд руб. за счет собственных и заемных средств. Схема финансирования близка к классической – инвестиции в недвижимость: около 30% – собственные средства, примерно 70% – заемные. Инвестиции в оборудование в основном за счет собственных средств. Все заемные инвестиции финансируются из зарубежных источников», – рассказывает Толай.

Один из основных кредиторов российского «Гиперглобуса» – Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Весной прошлого года банк выдал компании кредит на 117,5 млн евро (около 4,7 млрд руб.), который предназначался для строительства четырех гипермаркетов – в Королеве и Красногорске, Зеленограде и Твери. Четырьмя годами ранее ЕБРР дал ритейлеру 134 млн евро, говорится на сайте банка.

«Гиперглобус» – серьезный конкурент для российских ритейлеров. Управляя всего шестью гипермаркетами, компания с выручкой 32,6 млрд руб. за 2012 г. (без НДС) занимает 13-е место по этому показателю в рэнкинге российских FMCG-ритейлеров, говорит директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Среди сетей гипермаркетов, подсчитал он, у Globus – восьмое место после германской же сети Real, которая на конец 2012 г. управляла в России 17 гипермаркетами (в этом году ее купила Auchan). Самый крупный игрок в формате гипермаркетов по выручке – французский «Ашан», за ним следуют Metro Cash & Carry, «Лента», «О'кей», «Магнит» и «Карусель». Globus – лидер по выручке с квадратного метра среди гипермаркетов, подсчитала Infoline. Ритейлер получает в среднем $18 800 с 1 кв. м в год. До сих пор самым эффективным среди крупнейших FMCG-ритейлеров (если не брать в расчет премиальных продавцов) считался «Ашан». Но у него, по последним данным, в год выходит $15 600 с квадратного метра (по итогам 2011 г. было $14 500), подсчитали в Infoline. По данным аналитиков, у «Ленты» соответствующий показатель – $11 500, у Metro – $10 200, у «О'кей» – $10 000, у «Магнита» и Real – $8100, а у «Карусели» – $5400.

Сила ритейлера – в собственном производстве: у компании мощные колбасный и мясной цеха, производство полуфабрикатов и пекарня (см. врез), даже собственная пивоварня, рассказывает Бурмистров. По его данным, около 20% выручки сети приходится на продажи собственной продукции против 6–7% у «О'кей», примерно 5% у «Ленты» и «Ашана». Благодаря качественной организации собственного производства, считает Бурмистров, компания занимает второе после Metro (около 4200 руб.) место по размеру среднего чека – 1650 руб. (цифры без НДС).

Globus – частная компания, принадлежащая германской семье Брух, управляет 45 продовольственными гипермаркетами в Германии, 16 в Чехии и шестью в России, а также 81 магазином с товарами для дома и ремонта и девятью магазинами электроники и техники в Германии и Чехии. Финансовые показатели группа не раскрывает. «За короткое время показатели деятельности российских гипермаркетов стали занимать весомую часть в общей выручке всего холдинга. Рентабельность работы сети в России выше, чем в Германии и Чехии. Это естественная ситуация – Россия пока остается более рискованным рынком, и более высокая рентабельность должна компенсировать более высокие риски», – сказал Толай.