«Аэрофлот» продается не весь

Чиновники намерены сохранить участие государства в капитале «Аэрофлота», чтобы не лишиться роялти за транссибирские перелеты
Государство со скрипом расстается со своей долей в «Аэрофлоте»/ С. Петров

Как сообщил «Ведомостям» человек из Минэкономразвития, в проекте программы среди прочего предложено государству не выходить полностью из капитала авиакомпании «Аэрофлот». Сейчас в документе фигурирует предложение сохранить 25% плюс 1 акция перевозчика за государством, отметил он. Пока у государства 51% авиакомпании.

Сегодня в правительстве состоится заседание, посвященное обсуждению проекта программы приватизации государственных активов на 2014–2016 гг. С докладом выступит свеженазначенный министр экономического развития Алексей Улюкаев.

Человек, близкий к «Аэрофлоту», тоже знает о планах чиновников сохранить как минимум блокирующий пакет в «Аэрофлоте». Не выходить из авиакомпании государству рекомендовал вчера и комитет по транспорту Госдумы, заседание которого проходило в офисе «Аэрофлота» в Мелькисарове.

Представитель Минэкономразвития от комментариев отказался.

Но сотрудник министерства сообщил, что в первоначальном варианте документа фигурировала цифра 0% акций «Аэрофлота» у государства к 2016 г. По словам чиновника, отказ от полной приватизации авиакомпании связан с несколькими обстоятельствами: компания недооценена, выполняет социальные функции, необходим пересмотр документов, по которым распределяются роялти после получения их «Аэрофлотом» от иностранных перевозчиков. Платежи, которые авиакомпания по межправительственным соглашениям получает с 1950-х гг., могут сохранить и после 2014 г., предположил он.

Россия обещала отменить роялти до 2014 г., однако взяла на себя это обязательство не в связи со вступлением в ВТО, а по двустороннему соглашению с ЕС, которое было подписано одновременно со вступлением в ВТО, объясняет другой федеральный чиновник, и планировалось отменить роялти не целиком – только примерно 65% платежа. В последние три года роялти приносили порядка $200 млн в год, знают два человека, близких к «Аэрофлоту».

Отмена транссибирских роялти увязана с позицией Европы по ETS (плата за выбросы парниковых газов самолетами, пролетающими над территорией Евросоюза), сообщил впервые осенью прошлого года замминистра транспорта Валерий Окулов, если Европа не пойдет на компромисс, не исключено, что роялти будут сохранены.

После того как ЕС ввел экологический сбор за пролет самолетов над своей территорией, ущемляющий интересы российских авиакомпаний, правительство России уведомило ЕС, что роялти не будут отменены, пока не будет отменен экологический сбор, подтверждает позицию федеральный чиновник: «Европейцы приостановили действие сбора до 2014 г., но дальше что? Должна быть полная отмена».

«Пока «Аэрофлот» – госкомпания, роялти он продолжит получать», – подтверждает собеседник «Ведомостей», близкий к совету директоров «Аэрофлота» (см. врез). Но если в компанию придет частный инвестор, у государства не будет возможности влиять на решения совета директоров и оно не сможет даже частично получать пролетные деньги. «Мы хотим сохранить «Аэрофлот» как транзитный счет для роялти, это все-таки деньги государства, а не одной авиакомпании», – резюмирует чиновник из Минэкономразвития.

Фактически приватизация «Аэрофлота» разделила чиновников. Одни, в частности первый зампред правительства Игорь Шувалов (это подтвердил «Ведомостям» его знакомый), все-таки настаивают на полном выходе государства из авиакомпании, другие уверены, что «Аэрофлот», пока решение по роялти не принято, трогать не нужно.

Чиновник Минэкономразвития считает, что правда посередине и вопрос по приватизации необходимо заморозить до принятия нормативов, которые обяжут инвестора, приходящего в «Аэрофлот», передавать деньги государству. Повременить с полной продажей «Аэрофлота» – только выиграть: капитализация будет расти, заключает он.