«Аэрофлот» может выйти из SkyTeam

О возможности выхода «Аэрофлота» из глобального авиационного альянса сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка и источники, близкие к компании и ее совету директоров. По словам одного из них, штраф за выход может составить $20 млн. Другой говорит, что вопрос поднимался на заседании совета директоров «Аэрофлота» в связи с трудностями, возникшими при реализации планов по расширению маршрутной сети в США.

Партнер «Аэрофлота» по SkyTeam американская Delta предложила невыгодные тарифы на рейсы внутри США, в результате чего перелет из Москвы в города США с пересадкой в Нью-Йорке на рейсы Delta оказался вдвое дороже, чем в те же города через Франкфурт и с другими авиакомпаниями. Но правила альянса запрещают сотрудничество с перевозчиками из других объединений, хотя United Airlines (Star Alliance) предлагала более выгодные условия. Delta стремится привлечь больше пассажиров на свои трансатлантические рейсы, пояснил один из источников издания. «В итоге, несмотря на высокий спрос в России на авиаперелеты в США, "Аэрофлот" не может расширить маршрутную сеть»,— говорит он.

Кроме того выяснилось, что при вступлении в SkyTeam «Аэрофлот» заключил невыгодные соглашения о ставках, применяемых при взаиморасчетах с партнерами по бонусным перевозкам пассажиров. «Аэрофлоту» приходится дороже платить другим членам SkyTeam за премиальные мили, использованные пассажиром на рейсах партнеров. Аналогичные ставки для партнеров в несколько раз ниже»,— поясняет источник «Коммерсанта».

Основной вариант для «Аэрофлота» — выход из SkyTeam и неучастие в других альянсах, говорит один из источников издания. По его словам, прямое сотрудничество с отдельными авиакомпаниями принесет большую выгоду, чем присутствие в альянсе. Впрочем, изучается и вариант участия в старейшем и крупнейшем объединении — Star Alliance,— у которого сейчас нет партнера в России.

SkyTeam создан в 2000 г. Помимо «Аэрофлота» в него входят AirFrance-KLM, DeltaAirlines, ChinaAirlines, AeroMexico. Ежегодный пассажиропоток участников альянса — 531 млн человек. Рыночная доля — 19,3%. Всего в мире три глобальных альянса авиаперевозчиков. Первым в 1997 г. создан Star Alliance. Сейчас в него входит 28 авиакомпаний, крупнейшие — немецкая Lufthansa и американская United Airlines. Ежегодный пассажиропоток составляет 678 млн человек. Доля на рынке — 26,4%. В 1999 г. создан OneWorld. В него входят 12 авиакомпаний, среди которых российская "Сибирь". Лидеры — British Airways, Iberia, American Airlines. Пассажиропоток — 337 млн человек в год. Рыночная доля — 14%.

В "Аэрофлоте" и Air France-KLM вчера от комментариев отказались. SkyTeam и Delta на запросы "Ъ" не ответили. Руководитель связей с общественностью Star Alliance Маркус Рюдигер сообщил, что компания ищет партнера в России, но в долгосрочной перспективе. В настоящий момент перевозчики альянса имеют хорошую маршрутную сеть, покрывающую территорию России. Поэтому альянсу не требуется немедленное заключение партнерства с российской авиакомпанией.

Источник в одном из инвестбанков отмечает, что сейчас в SkyTeam нет четкого лидера, на которого мог бы ориентироваться «Аэрофлот». В то же время в Star Alliance главенствует Lufthansa, модель которой лежит в основе развития «Аэрофлота». В Star Alliance также входит Turkish Airlines, являющаяся, по мнению участников рынка, ориентиром в технологическом развитии для многих авиакомпаний. Источник в совете директоров «Аэрофлота» подчеркнул, что, несмотря на проблемы, выход из SkyTeam не зависит от менеджмента, а является «политическим решением». «Аэрофлот» обсуждал участие в SkyTeam с 2002 г. В 2004 г. глава перевозчика Валерий Окулов и руководство Air France как лидера SkyTeam подписали в Кремле соглашение о вступлении в альянс. Выбор объяснили давними партнерскими связями с французским перевозчиком. Сообщалось, что «Аэрофлот» вел переговоры со Star Alliance, но они не увенчались успехом, поскольку тогда национального перевозчика не устраивала экспансия Lufthansa в России и СНГ. Ожидаемый эффект от членства в SkyTeam «Аэрофлот» оценивал в $20 млн в год. Источник в совете директоров «Аэрофлота» сказал, что в итоге маркетинговая выгода оказалась «незначительной», не уточнив цифр.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать