Правительство предлагает меры поддержки нефтехимии

Отрасль не может развиваться по модели дешевых ресурсов, указал гендиректор "Сибура" Дмитрий Конов: за рубежом они дешевле
А. Махонин/ Ведомости

В среду на заводе "Полиэф" "Сибура" премьер-министр Дмитрий Медведев обсуждал с чиновниками и бизнесом, как поддержать нефтехимию. Отрасль работает на побочных продуктах добычи нефти и газа, напомнил министр энергетики Александр Новак, сейчас в нефтехимии существенный профицит ресурсов: мощностей переработки недостаточно, в итоге сырье идет на экспорт, а готовая продукция закупается за рубежом.

Нефтехимия в России не может развиваться по модели дешевых ресурсов, предупредил гендиректор "Сибура" Дмитрий Конов: просто потому, что Россия не является страной дешевых ресурсов. Для примера Конов указал на уровень энергозатрат на производство нефтехимической продукции в России и странах-конкурентах - издержки в России в разы выше. Конкуренты научились использовать более дешевое сырье: в США оно появилось благодаря сланцевой революции, в Европе и странах АТР появились технологии использования угля для нефтехимического производства. Если упадут цены на нефть, российская нефтехимия станет еще менее конкурентоспособной, предупредил Конов.

Государство готово поддержать нефтехимию: Новак предложил стимулировать спрос на внутреннем рынке через налоговые и таможенно-тарифные меры и обеспечить равнодоходность в отрасли в различных регионах (по словам Конова, сейчас экономика проектов существенно отличается и универсальные меры не сработают). Отрасли может помочь и разделенный сбор мусора, указал Новак: это позволит по примеру Европы вовлечь в оборот вторичное сырье. Сейчас в России перерабатывается не более 5% твердых бытовых отходов.

Замминистра промышленности Юрий Слюсарь предложил обнулять газовый НДПИ для новых предприятий на пять лет, чтобы поддержать производство удобрений. До 30% в цене азотных удобрений - цены на газ, инвестиционная активность в отрасли слабая, но если газа еще нет в балансе мощностей, он еще не учтен в бюджете, то государство ничего не теряет, объяснял Слюсарь.