«Мечел» претендует на средства ФНБ

Владелец «Мечела» Игорь Зюзин предложил выделять средства из фонда национального благосостояния (ФНБ) частным компаниям. Это предложение прозвучало в минувшую пятницу на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова по развитию Транссиба и БАМа, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на двух участников мероприятия. Средства ФНБ Зюзин намерен инвестировать в железнодорожные подходы к порту Ванино («Мечел» контролирует 29,17%), куда ведут пути от БАМа. Ранее «Мечел» вложил 40 млрд руб. в 321 км железной дороги от своего Эльгинского угольного месторождения до станции Улак на БАМе.

В секретариате Шувалова подтвердили, что вопрос о доступе частников к средствам ФНБ поднимался и его поручили проработать Минфину и Минэкономики. В «Мечеле» от комментариев отказались. В МЭР подтвердили, что «вопрос находится в стадии проработки».

«Мечел» стал первой частной компанией, поднявшей вопрос о доступе к средствам ФНБ. Ранее на Петербургском экономическом форуме президент Владимир Путин заявил, что из фонда на возвратной основе будет инвестировано 450 млрд руб. в инфраструктурные проекты: строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань, Центральная кольцевая автомобильная дорога и модернизация Транссиба. О претензиях на средства ФНБ заявляли и государственные Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная двигателестроительная корпорация и Объединенная судостроительная корпорация.

Сейчас средства ФНБ размещаются на валютных счетах в ЦБ и небольшая часть — на депозитах ВЭБа. До 30% средств фонда теоретически можно инвестировать в долговые обязательства юридических лиц с рейтингом не ниже ВВВ-, до 50% — в акции компаний, которые котируются на бирже.

По словам федерального чиновника, принимавшего участие в совещании в пятницу, в механизме предоставления средств ФНБ частным компаниям должна быть закреплена «защита от лоббизма», нецелевого использования средств фонда и прочих рисков. «Это должен быть прозрачный механизм с жесткими требованиями к получателю средств фонда», — говорит собеседник «Коммерсанта». Он предполагает, что претендент на средства ФНБ должен будет предоставлять детальный бизнес-план и показывать всю структуру своего бизнеса – через какие структуры и куда у него идут денежные потоки, в том числе в конкретном проекте.

Собеседник издания подчеркнул, что Игорь Шувалов «понимает, каким высоким может быть интерес к освоению средств ФНБ, поэтому хочет поднять планку ответственности претендентов на средства фонда максимально высоко». Поэтому говорить об активном участии частных инвесторов в освоении средств ФНБ «преждевременно». Он сравнил процедуру получения средств ФНБ с получением госгарантий в кризис. Тогда претенденты проходили через комиссии в Минэкономики, Минфине, потом у Игоря Шувалова, а напоследок их «выворачивал наизнанку ВЭБ». «Не все будут готовы к такому, даже за дешевые длинные деньги», — уверен источник издания.

Бизнесмен Руслан Байсаров, который в рамках освоения Элегестского угольного месторождения планирует инвестировать в железную дорогу на Дальнем Востоке, поддерживает идею «Мечела». Борис Копейкин из Standard & Poors считает, что вопрос о поддержке частных проектов через ФНБ – «скорее стратегического и политического выбора, нежели чистой экономики». Высокопоставленный источник «Коммерсанта» в ОАО "РЖД" предупреждает, что предоставление средств ФНБ «Мечелу» «может быть небезопасно для фонда» с учетом существующей долговой нагрузки компании. По итогам I квартала она составила $9,2 млрд. При этом состав владельцев порта Ванино, который «Мечел» купил у государства, а затем частично перепродал, остается неизвестным.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать