В двигателестроительную корпорацию «Ростеха» может быть вложен 51 млрд рублей бюджетных денег


Strategy Partners Group по заказу «Ростеха» разрабатывает стратегию развития его убыточного холдинга - Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) до 2020 г., пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на предварительные материалы. Документ должен быть утвержден до конца года.

ОДК, объединяющая 10 предприятий, представляет всю отрасль авиационного и отчасти ракетного двигателестроения России. Основной объем выручки (45%) приносят военные заказы. Выручка в 2012 г. выросла на 10% до 126,2 млрд руб. Чистый убыток в 2012 г. вырос в 6 раз до 3,7 млрд руб. Рентабельность по EBITDA в 2009-2012 гг. сократилась почти вдвое, до 7,7%. Чистый долг - около 160 млрд руб., долгосрочный составляет 53% от выручки за 2012 г. - порядка 66 млрд руб., а краткосрочный - около 59 млрд руб.

Причину «тяжелого финансового положения» корпорации эксперты Strategy Partners видят в «несбалансированном портфеле бизнеса», который «имеет перекос в сторону продуктов на спаде жизненного цикла и в стадии разработки». Также консультанты отмечают «низкую операционную эффективность» ОДК из-за «архаичности» производственной системы.

В документе отмечаются высокие риски ОДК, связанные с возможным снижением объемов поставок двигателей. В сегменте военной авиации ОДК может потерять крупные заказы от ключевых клиентов - Китая и Индии. Внутренние заказы в рамках госпрограммы вооружений (ГПВ) могут не компенсировать это снижение. Тем более что при зависимости бюджета от нефтяных цен есть риск переноса части закупок по ГПВ на следующую пятилетку, полагают авторы документа. Возможен и срыв планов ОАК «по производству самолетов по программам МС-21 и SSJ-100» и завышенными прогнозами «Вертолетов России» по экспорту гражданской техники.

С учетом неопределенности рынка авторы не исключают, что ОДК останется убыточной до 2020 г., и предлагают три модели развития. Первая заключается в «отказе от амбиций» в гражданском сегменте и «фокусе» на военной продукции. Это потребует 93 млрд руб. до 2020 г., из которых при «консервативном сценарии спроса» 51 млрд руб. придется на госсредства. Кроме того, необходимо будет сократить около 25 000 из 83 400 сотрудников. Вторая модель, предполагающая «выполнение спецзадач и постепенный долгосрочный выход на гражданский рынок», обойдется в 129 млрд руб., из которых 79 млрд руб. придется на государство, и потребует сокращения до 30 000 человек. Третья предписывает формирование «максимального портфеля» как на гражданском, так и на военном рынках. Здесь цена вопроса составит 185 млрд руб. при господдержке в 140 млрд руб.

Если оставить все как есть, ОДК понадобится более 180 млрд руб. бюджетных денег до 2020 г., в том числе на покрытие убытков. При реализации второго и третьего сценариев убытки ОДК до 2020 г. все равно «практически неизбежны». Госфинансирование ОДК может осуществляться за счет ФЦП. Корпорация участвует в трех программах: «Развитие ОПК», «Развитие гражданской авиационной техники» и «Национальная технологическая база». Предложенные варианты в ОДК обещают доработать и уточнить, а в «Ростехе» отмечают, что с предпочтениями определятся к концу года.