Евгений Слюсаренко: Бабы нарожают

Евгений Слюсаренко - о том, почему никто не хочет видеть Россию сильной

В российском спорте - очередная громкая дисквалификация за допинг. Пожизненно отлучен от профессии Игорь Ерохин - чемпион России и участник Олимпиады-2012 по спортивной ходьбе. Пожизненно - потому что ранее его уже ловили на употреблении запрещенных методов, после чего два года спортсмен не соревновался. Второй подобный случай по правилам считается последним.

Ерохин - воспитанник мордовского тренера Виктора Чегина (правильно произносится через «ё»), которого, если считать исключительно медали и победы, можно назвать лучшим российским тренером по легкой атлетике (а то и в российском спорте) лет за десять - точно. Больше и стабильнее, чем его ходоки, на чемпионатах мира и Олимпиадах не выигрывает никто. Заслуги Чегина не остается незамеченными, у него уже есть три государственных награды: «Орден Почета», «Орден Дружбы» и медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Но есть одна маленькая проблема. «Маленькая» - здесь ключевое слово. Учеников Чегина регулярно ловят на допинге. Первый громкий скандал случился еще в 2008 г. - тогда накануне Олимпиады в Пекине дисквалифицировали сразу пять человек, причем все они претендовали на попадание в олимпийский состав. Потом был случай прошлого года, когда поймали еще двух (одного из них во второй раз). И вот новая напасть.

Причина дисквалификации чегинских ребят каждый раз одинакова - это так называемый «кровяной допинг», манипуляции с кровью. После введения «кровяного паспорта», который отслеживает показатели на протяжении длительного времени, обмануть контроль стало почти невозможно - все, что происходит с твоей кровью, видно как на ладони. Несчастный случай исключен. И связать дисквалификации с антироссийским заговором и риторикой «никто не хочет видеть Россию сильной» проблематично (хотя таковые попытки осторожно предпринимаются).

А теперь о том, почему это проблема «маленькая». Конечно, в западном профессиональном спорте Виктор Чегин давно бы получил волчий билет - и поехал бы куда-нибудь на заработки в страны третьего мира, подальше с глаз долой. И никакие победы его бы не спасли - наоборот, только бы разозлили. Пойманных читеров там не любят и травят всем миром - иногда даже с особой, садистской жестокостью, непонятной нашему человеку.

В России Виктор Чегин продолжает оставаться солидным, уважаемым человеком. Центр олимпийской подготовки в Саранске с 2010 г. носит его имя, там же ему собираются поставить бронзовый бюст - как кавалеру Ордена Славы Мордовии всех трех степеней. На днях министр спорта Виталий Мутко, когда его напрямую спросили, не пора ли применить к тренеру хоть какие-то санкции, выступил традиционно путано: сначала уверил, что с допингом в России борются изо всех сил, а затем очень к месту сообщил, что школа Чегина в скором времени получит федеральный статус. То есть, будет финансироваться из государственного бюджета. Видимо, в награду за эффективную работу.

Эта история не про «правовой нигилизм» или какой другой грех русского народа - а исключительно про правила жизни, задаваемые системой. У нас есть государство, которое делает заказ на медали и которое прикроет, если что. Массовое появление в таких условиях «тренера Чегина» - дело времени. В коммерческом спорте, «если что», никто никого прикрывать не будет. Вспоминаю свой разговор с одним иностранным тренером несколько лет назад - дело было как раз в разгар скандальных дисквалификаций в биатлоне. «Вы со своим допингом просто не понимаете, как нас всех подставляете, - горячился собеседник. - Мы сидим, образно говоря, в одной лодке, а вас это не касается. Еще пару скандалов - и от вида спорта отвернутся спонсоры. Мы пойдем по миру. А у вас останется правительство, которое продолжит вас содержать».

Перед недавним московским чемпионатом мира по легкой атлетике в сборной России по ходьбе случилась маленькая неприятность - сразу четыре лидера команды снялись с соревнований, официально из-за травм (одна из травмированных быстро объявила о завершении карьеры). Олимпийские чемпионы, чемпионы мира. Разумеется, все представляют Мордовский центр олимпийской подготовки. Нет проблем: из инкубатора Чегина были извлечены новые птенцы, которым едва перевалило за 20. Результат: четыре медали, из них две золотые.

Как говорил другой человек и по другому поводу: «Ничего страшного. Бабы еще нарожают».