"Самодельное" электричество вытесняет с рынка энергокомпании

Доверие к системе централизованного электроснабжения падает в разных странах, люди и компании производят электричество сами - прежде всего, из нетрадиционных источников энергии
Tim Boyle/ Bloomberg

Доверие к системе централизованного снабжения электроэнергией падает в разных странах. И компании, и люди делают ставку на самообеспечение. Таким образом они надеются защититься от роста тарифов и возможных аварий в системе.

Американские компании защищают себя от роста тарифов

На одном из холмов Пенсильвании две большие ветряные турбины производят электричество для сети супермаркетов Kroger. В Калифорнии несколько цистерн, объединенных в одну систему, за один день превращают 150 т пищевых отходов в биогаз, используемый для производства 20% электричества распределительного центра компании. Эти два проекта, а также электричество, произведенное с помощью солнечных панелей в четырех супермаркетах сети, помогают Kroger сэкономить $160 млн в год на оплате электроэнергии.

Kroger - только один пример. По всей стране все больше компаний, от ритейлеров до промышленных производителей, идут по пути самообеспечения электроэнергией. Среди них - Wall-Mart, Google, Apple, BMW. Помимо ветряных турбин для производства электричества используются солнечные панели, топливные элементы, поршневые двигатели, работающие на природном газе, и т. д. Развитию тренда способствует снижение цен на природный газ и солнечные панели. Важную роль играет и обеспокоенность возможными перебоями в подаче электроэнергии.

«Самодельное» электричество составляет пока менее 5% от общего производства электроэнергии в США. Однако постоянно растущее число компаний, хотя бы частично переходящих на самообеспечение, вызывает серьезную тревогу у крупных игроков энергетической промышленности. Регуляторы отрасли также обеспокоены, что энергетические компании окажутся без клиентов и средств для содержания дорогостоящих линий электропередач и электростанций.

Японцы спасаются от атомной угрозы

Десятки тысяч домовладельцев в Японии переходят на самостоятельное снабжение электроэнергией, используя для этого водородные топливные элементы и солнечные батареи. Этот тренд отражает кризис доверия граждан к централизованной системе электроснабжения.

Два года назад катастрофа на АЭС «Фукусима» нанесла серьезный удар по основному способу производства электроэнергии в стране. Как утверждают в Sekisui House, крупнейшей японской компании по строительству домов на одну семью, более 80% ее домов оснащены сейчас технологиями производства солнечной энергии и топливными элементами.

Возможный отказ японцев от централизованной системы электроснабжения уже стал настоящим кошмаром для энергетиков. Ведущие энергетические компании Японии теряют миллионы долларов в год. Это происходит, по большей части, потому, что все 50 ядерных реакторов на атомных электростанциях закрылись в течение 14 месяцев после землетрясения и цунами в марте 2011 г. Два из них впоследствии были перезапущены, но затем снова закрыты на плановый ремонт.

С тех пор энергетикам, импортирующим дорогостоящее топливо, приходилось неоднократно поднимать цены на электричество.

Рост тарифов и проблемы с ликвидацией последствий аварии на АЭС «Фукусима» подогрели интерес к поиску новых источников энергии. Как показывают опросы, большинство японцев выступают за полный отказ от использования ядерных реакторов. «Так как Япония - страна землетрясений, мы не можем полагаться на атомную энергию. Это страшно», - говорит Томоко Хагихара, служащий из Осаки, который планирует построить дом, оснащенный технологиями производства солнечной энергии и топливными элементами.

Новый тренд привел к росту прибыли технологических компаний. У производителя электроники Kyocera она поднялась во II квартале более чем в три раза благодаря увеличению продаж подразделения солнечной энергетики на 44%.

По данным на конец марта, топливные элементы в своих домах установили примерно 40 000 японцев. Не так много, принимая во внимание размеры населения страны. Но спрос быстро растет. Крупнейший продавец топливных элементов Tokyo Gas заявляет, что получила 10 000 заказов в период с апреля по сентябрь.

Топливный элемент - устройство размером с небольшой холодильник. Оно устанавливается около дома и работает бесшумно. Устройство работает на обычном воздухе, в котором содержится и водород, и кислород. Оно не только производит электричество, но также используется для нагрева воды. Прибор не устаревает и может производить электричество до тех пор, пока в вашем распоряжении есть топливо и кислород.

Скептики утверждают, что тренд, который развивается благодаря субсидиям, а не рыночной экономике, не может быть стабильным. Они приводят в пример Германию, где субсидии на развитие солнечной энергии вынудили энергетические компании поднять тарифы. В Японии субсидии были введены сразу после цунами и покрывают примерно треть стоимости топливного элемента. Тарифы на солнечную энергию также субсидируются государством.

Субсидии частично перекладывают расходы на коммунальные услуги на налогоплательщиков. «Бремя увеличивается быстрыми темпами», - говорит профессор Токийского технологического института Такао Касиваги.

В период с апреля 2012 г. по март 2013 г. в Японии были установлены мощности по производству солнечной энергии на 4 ГВт. Это в три раза больше, чем годом ранее. Однако один ядерный реактор производит в год больше электроэнергии, чем все солнечные панели, взятые вместе, так как они работают только в темное время суток.

И все же тренд очевиден. «Разные силы стремятся к одной цели, - говорит Макото Таира, менеджер Tokyo Gas. - С одной стороны, есть правительство, заинтересованное в диверсификации источников энергии, с другой - население, которое больше не желает зависеть от централизованной системы».

Домик под солнцем на Северном море

В Германии электроэнергия из альтернативных источников тоже очень популярна, причем физические лица производят больше «зеленого» электричества, чем компании.

По данным исследовательской компании trend:research, 35% всей производимой в стране из возобновляемых ресурсов электроэнергии приходится на домохозяйства, установившие солнечные батареи на крышах своих домов или покупающие биотопливо у окрестных фермеров, еще 25% - на фермеров и компании, специализирующиеся на биоэнергетике. Так, жители деревни Юнде девять лет назад построили завод по производству энергии из биологического топлива - органических удобрений и растений, который сегодня не только полностью обеспечивает их электроэнергией, но и позволяет продавать ее излишки. Жители Юнде также намерены использовать избыток энергии для зарядки электромобилей.

На четыре крупнейшие энергокомпании Германии - E.On, EnBW, RWE и Vattenfall - приходится всего 5% от совокупных «зеленых» мощностей, общий объем которых составляет 73 ГВт. Поддержка властями солнечной и ветряной энергетики с помощью субсидий повлияла на снижение спроса на энергию, производимую угольными и газовыми электростанциями, заявляли летом представители E.On. Компания готова рассмотреть вопрос о закрытии или консервации тепловых электростанций в Европе.

План развития энергетического сектора Германии предусматривает, что к 2020 г. из возобновляемых ресурсов будет производиться не менее 35% всей электроэнергии в стране, а к 2050 г. - не менее 80%. Общее энергопотребление к середине века планируется сократить вполовину.

Ответные меры энергетиков

Энергетики не намерены сидеть сложа руки. По крайней мере, некоторые из них. Крупные компании в Германии активно наращивают капиталовложения в развитие нетрадиционной, особенно ветровой, энергетики.

В США Edison International, владеющая крупным производителем электроэнергии Southern California Edison, недавно приобрела SoCore Energy - чикагского разработчика солнечных панелей, устанавливаемых на крышах. Компания также стала инвестором Clean Power Finance, занимающейся финансированием проектов в области солнечной энергетики.

Производство электроэнергии становится более децентрализованным. «Мне нравится в этом участвовать», - говорит генеральный директор Edison Тед Кравер.

Использованы материалы WSJ