Евгений Слюсаренко: Молчание за золото

Каким образом спортивные власти препятствуют популяризации олимпийского спорта

Уже давно стало общим местом, что российский спорт существует за малопроницаемым стеклом, где не нужны ни интерес публики, ни продвижение звезд, ни раскрутка соревнований. Весь банкет оплачивают государство и крупные корпорации, и это делает все другие помыслы излишними. Ирония в том, что со стороны людей спорта признать это напрямую - значит лишиться возможности играть в «настоящий спорт» и получать все причитающиеся за это бонусы. Получаются симулякры - и с чем более серьезным лицом они делаются, тем забавнее за ними наблюдать снаружи.

Отныне все спортсмены сборных России под угрозой штрафов могут общаться только со специально обученными людьми

В эти дни Олимпийский комитет России (ОКР) делает очередную попытку создать структуру, параллельную государственным. Прошлая провалилась задолго до того, как выяснилось, что контора экс-сенатора и экс-вице-президента ОКР Ахмеда Билалова, называемая АНО «Спорт высших достижений», отдала права на название «Команда России» и образ медведя-талисмана кипрскому офшору. Помнится, был замысел собрать в одно целое маркетинговые возможности федераций по «нераскрученным» (то есть почти всем олимпийским) видам спорта и начать зарабатывать. То, что авторы идеи либо лукавят, либо прилетели с другой планеты, было очевидно даже неспециалистам: до 2016 года все права на использование олимпийской символики принадлежат оргкомитету «Сочи 2014».

Новую попытку (с другим посылом, но, рискнем предположить, с тем же успехом) сейчас предпринимает так называемый Совет содействия ОКР - структура с расплывчатыми полномочиями, существующая уже несколько лет. Теперь речь идет только о медиапроекте со слоганом «Мы болеем за Россию. Одна страна - одна команда». Пока все продвигается по восходящей: нанято коммуникационное агентство с мировым именем (SPN Ogilvy), в соцсетях зарезервированы сообщества (сначала названные «Команда.РФ», а несколько дней назад переименованные в «Команда России»), зарегистрирован сайт, где доступна стартовая страничка (с подзаголовком «Первый интернет-журнал олимпийской сборной»).

Казалось бы, здорово, что на рынке появился новый игрок (пусть даже с неясными перспективами). Информации, да еще перед домашней Олимпиадой, много не бывает. Пользуясь ажиотажем, надо продвигать отечественных звезд спорта, тем самым, как часто утверждают, отрывать детей от улицы и популяризовать здоровый образ жизни. Проблема только в том, что к информированию и популяризации все эти инициативы имеют последнее отношение. Заказчики любят об этом красиво говорить. Но в реальной жизни у них другие заботы.

Этим летом в Минспорта (собственно, главном работодателе и финансисте отрасли) созрела идея сократить общение спортсменов со СМИ. Мотивировка: не надо отвлекать наши надежды в решающие месяцы подготовки к Сочи-2014. Отныне на публику все сборные выходят ровно один день в месяц. Кроме того, только три вещателя получили возможность использовать спортсменов зимних олимпийских сборных в съемках промороликов («Первый», ВГТРК и АНО «Спортивное вещание»). Все остальное время атлеты под угрозой штрафов могут общаться только со специально обученными людьми.

Специально обученные люди - это медиапроект Минспорта «Сборная России-2014», существующий с 2011 года. Средняя посещаемость сайта этим летом составляла в среднем полторы-две тысячи человек в день. Выпускается альманах (два номера за два года). Выходят бодрые, жизнеутверждающие интервью сотрудников министерства, спортсменов и тренеров. Раз в месяц организуются дни открытых дверей. Все довольны, все смеются.

Это вам нужна предолимпийская лихорадка, индустрия с доходами от телетрансляций и семьями с детьми на трибунах. А им нужны спортсмены, которых никто не тревожит, государственные деньги и медали.