Бизнес
Бесплатный
Евгений Зуенко

Евгений Зуенко: Шум и ярость

Евгений Зуенко - о целеполагании

Популярные интернет-ресурсы уверяют, что у большинства известных пословиц есть более полные варианты - ныне почти забытые. В частности, выражение "за двумя зайцами погонишься" в оригинале продолжается конструкцией "ни одного кабана не поймаешь". Что создает новые оттенки смысла и простор для творчества: непонятно, к примеру, сколько кабанов удастся поймать, если гнаться всего за одним зайцем. С другой стороны, народная мудрость в своем неискаженном виде допускает существование неожиданного эффекта - когда в процессе синтеза двух исходных длинноухих вредителей посевов возникает нечто третье, совершенно непредусмотренное.

В отечественном спортивном бизнесе подобное происходит сплошь и рядом. Не в том смысле, конечно, будто следует стремиться только к одной ограниченной цели, ни на что не отвлекаясь. Старая пословица дает о себе знать исключительно свой второй малоизвестной половиной - той, где сделать хотели утюг, а слон получился вдруг.

Взять, к примеру, такую важную для всего российского спорта тему, как строительство новых стадионов и управление ими. Кого ни спросишь - все понимают, что новые стадионы нужны, что они должны быть красивыми и удобными, с хорошим видом, фастфудом, крышами, подогревом, парковками и туалетами. На практике регулярно выясняется, что при проектировании то про парковку забыли, то про VIP-ложи, то туалет запланирован один на 5000 человек (и только мужской). А если даже в проекте все сделано правильно, то совершенно непонятно, кем новый стадион заполнять.

Последняя проблема, как оказалось, - самая трудно решаемая. Технически нет ничего сложного в том, чтобы пригласить иностранное архитектурное бюро и поручить ему соорудить стадион европейского уровня: были бы деньги. Но в тот момент, когда отгремит салют по случаю открытия арены, у ее владельцев появляется новая головная боль - как заполнить трибуны? Играть в футбол на полупустом стадионе - занятие странное и довольно несимпатичное. К тому же возникает ощущение, что миллионы долларов, потраченные на возведение новых вместительных трибун, были выброшены в топку, да и инвестор начинает думать, что его попросту надули. В идеале хорошо бы наполнить арену почтенными отцами семейств и их отпрысками - да так, чтобы все поколения еще и не забывали скупать футболки, шарфики, программки, напитки и попкорн. А для пущего шума и "перформанса" выделить отдельный сектор для хардкордных фанатов, которые будут петь и разворачивать многометровые баннеры. Одна проблема - платежеспособные отцы семейств отчего-то не желают сидеть в зоне действия матерного гула фанатов и любоваться их пиротехникой и креативными плакатами с обсуждением национальности и сексуальной ориентации оппонентов.

В конце концов выясняется, что российским клубам (особенно в обеих столицах) в борьбе за любовь среднего класса так сложно одолеть конкурентов из кино, театра и HD-ТВ, что гораздо проще делать ставку на фанатов. Они не требуют особых условий, способны сами себя привлечь на стадион, да еще и готовы ритмично шуметь 90 минут без перерыва. А что денег не приносят - так это нормально, деньги можно и у бюджета отгрызть.

Журнал, в котором я работаю, проводил недавно в Москве профессиональную спортивную конференцию, где в одной из дискуссий сошлись представитель клуба из Донецка (две команды украинской премьер-лиги на 950 000 человек) и из Москвы (четыре топ-команды на то ли 15, то ли 20 миллионов жителей агломерации). Первый рассказывал, как им удается собирать в среднем по 42 000 зрителей на домашние матчи, второй признавался, что строит стадион на 27 000, потому что больше не заполнить. Обоих спросили, как они сотрудничают с футбольными ультрас, и москвич принялся толковать о том, что такие фанаты "нужны, потому что создают атмосферу". Донецкий гость возразил: "Когда вы собираете 30 000-40 000 человек, атмосфера возникает и без фанатов!" и пояснил, что его клуб целенаправленно избавлялся от агрессивных ультрас, чтобы создать обстановку, приятную тем, кто готов платить за свои билеты.

Споры о преимуществах той или иной модели монетизации могут продолжаться бесконечно, если доводы сторон невозможно проверить на практике. Но в случае с футболом (хоккеем, баскетболом - да вообще с любым видом спорта, у которого в принципе есть фанаты) это не так. Оказывается, совсем рядом с нами уже доказано на практике, что для благополучия, для заполненных трибун, для электризующей атмосферы "театра мечты" футбольному клубу в постсоветской стране не нужны "виражи", "сектора ада" и прочий шумный хлам с файерами и баннерами. Без них играть и выгоднее, и комфортнее.

Да, и еще в Донецке на стадионе нет ОМОНа, полицейских кордонов и трех-четырех уровней досмотра. Но это уже тот заяц, который поймался сам по себе.

Автор - главный редактор журнала PROспорт

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать