Российскую нефтяную отрасль сравнили с компьютером без программ

Железа много, эффективности не хватает, считают в Trafigura: при росте натуральных показателей нефтянка потеряла в цене
G. Bull/ AP

Нужно собирать чемоданы, покупать билет на самолет и идти на те рынки, куда есть возможность заходить, дал свой рецепт старший вице-президент «Лукойл» Overseas Гати Саади Аль-Джебури. Среди таких заходов «Лукойла» он отметил сотрудничество компании с «Роснефтью» в Венесуэле.

Российская нефтянка за последние два года нарастила физические показатели, но потеряла в стоимости, сказал на конференции Energy Intelligence в Москве президент Trafigura Eurasia Джонатан Коллек.

Добыча нефти выросла на 3% с 2010 г., ее переработка - на 9%, пропускная способность нефтепроводов - на 19%, экспортных терминалов - на 40%, но оценка резервов российских нефтекомпаний на рынке снизилась на 14%, коэффициент цена-прибыль (PE) - на 40%, средняя скорость доставки грузов в железнодорожных цистернах упала на 10%, перечислил он результаты работы сектора с 2010 г.

Система нефтяного бизнеса в России лишена гибкости: можно применить умный подход - это повысит эффективность, считает Коллек. По его данным, российские перевалочные порты используют мощности только на 75%, мощности «Транснефти» - на 80%, ниже рентабельности эксплуатируется 30% месторождений в России, уровень обводненности зрелых месторождений - около 30%, на экспорт отправляется всего 40% добываемой нефти. «Мы не определяем направления экспорта, куда и сколько выгоднее продавать, решают компании», - заметил вице-президент «Транснефти». По данным «Транснефти», самый выгодный нетбэк дает китайское направление, на втором месте - трубопровод «Дружба».

Крупные и государственные компании забюрократизированы, лишены возможности использовать творческий подход - отсюда низкая результативность, уверен Коллек: нужно импортировать мирового класса партнеров и профессионалов отрасли, чтобы они вывели отрасль на принципиально новый уровень: «Они знают, что нужно создать и как».

Нормальному развитию нефтяной отрасли мешает неправильное налогообложение - нужно, чтобы система налогообложения строилась не от барреля добываемой нефти, а от доходов, посетовал президент «Башнефти» Александр Корсик.

Нужна синергия новых технологий добычи и ресурсов, признал стратег «Газпрома» Сергей Вакуленко. Но оптимизация портфеля проектов для нефтяной компании является сложной задачей, считает он: когда падает добыча, компаниям не придет в голову идея продавать активы и повышать эффективность портфеля.

Дешевая нефть в России близка к исчерпанию, старые подходы к отрасли перестают работать, нефтяникам нужно новое видение, считает Коллек: «Типичный подход: мы - самые умные, и нам ничего не нужно. Нужно менять эту установку и учиться у Запада». У России нет опыта работы на труднодоступных и капиталоемких проектах, западные партнеры способны привнести эти недостающие элементы в совместные проекты, солидарен Гарет Бернс из Statoil. Чтобы поддерживать добычу на текущем уровне до 2020 г., российской нефтянке нужны инвестиции в 8,6 трлн руб., вспомнил слова Путина один из участников дискуссии.

Российский ТЭК иногда не успевает своевременно отследить ситуацию и зачастую впрыгивает в последний вагон уходящего рынка - так было и раньше, и вновь происходит со сланцевыми ресурсами: чтобы оставаться конкурентными, компаниям надо серьезно относиться к изменениям на рынке, предупредил глава представительства EON Global Commodities Райнер Хартманн.

В России достаточно возможностей для развития, считает президент «Башнефти» Алексей Корсик. Его компания ведет проект в Ираке ради опыта за рубежом: «Чтобы когда там появятся интересные проекты, мы могли спокойно идти в эти проекты, уже имея опыт».