Китайские холостяки принесут миллиардные прибыли интернет-торговцам

11 ноября в Китае отмечается День холостяка, и у миллионов людей уже сформировалась традиция: покупать в этот день в интернете все, что только можно
Eugene Hoshiko/ AP

У Дня святого Валентина в Китае существует влиятельный конкурент. 11 ноября в стране отмечается День холостяка - праздник для людей, не обремененных семейной жизнью. У китайцев уже сформировалась традиция: покупать в этот день в интернете все, что только можно. Так что День холостяка стал также своего рода Днем интернет-торговли.

С увеличением числа компаний, предлагающих скидки буквально на все товары, начиная от детского питания и заканчивая автомобилями BMW, День холостяка в этом году обещает стать наиболее грандиозным событием для интернет-торговли в мире. Традицию «сумасшедшего шоппинга» с большими скидками во многом заложила компания Alibaba, контролирующая 80% китайского рынка онлайн-ритейла. В прошлом году она продала больше товаров, чем eBay и Amazon вместе взятые.

Только в День холостяка в 2012 г. Alibaba продала товаров более, чем на $3 млрд. Это в два раза превышает объемы продаж в США в «киберпонедельник», который знаменует начало сезона скидок в предрождественский период после Дня благодарения. В этом году Alibaba прогнозирует, что объем продаж в День холостяка составит почти $5 млрд. Подразделение логистики уже готовится к транспортировке более 100 млн заказов.

Ажиотаж в День холостяка отражает масштабы бизнеса Alibaba. Но, что особенно важно накануне проведения компанией IPO, которое должно обеспечить ей капитализацию в размере около $65 млрд, он также демонстрирует растущую конкуренцию на китайском рынке и трудности, с которыми Alibaba приходится сталкиваться.

Интернет-покупки в Китае все еще по большей части выглядят как обычная «барахолка», когда люди просто продают друг другу свои товары. У Alibaba 90% этого рынка, который она контролирует через сайт Taobao. Однако китайская индустрия интернет-торговли все больше переходит на транзакции «от компании к клиенту» (b2c), как это уже ранее произошло на Западе. И другие китайские компании начинают конкурировать с Alibaba.

Cайт Alibaba Tmall контролирует 50% рынка b2c. В то же время у его главного конкурента 360 Buy (также известного как Jingdong) - 20% рынка. 360 Buy также вскоре планирует провести IPO.

Аналитики прогнозируют дальнейший рост конкуренции. Пол Маккензи из брокерской компании CLSA отмечает, что прибыльными в сфере b2c являются пока только Tmall и два ее конкурента. Маккензи предполагает, что другим подобным компаниям и их инвесторам важнее сейчас расширение рынка, а не рост прибыли как таковой.

Другой проблемой для Alibaba является тренд, уже обозначившийся в США и Европе: потребители все больше предпочитают делать покупки, используя смартфоны и планшеты, а не персональные компьютеры. Каждый пятый потребитель в Китае придерживается сейчас такой практики. Согласно исследованию CLSA, около половины опрошенных покупателей намерены чаще использовать мобильные устройства при совершении интернет-покупок в будущем. Конкурентом Alibaba в данной отрасли является Tencent - крупнейшая китайская интернет-корпорация стоимостью $100 млрд и третья в индустрии онлайн-ритейла.

В День холостяка Alibaba увеличила трафик до предела возможностей своей мобильной платформы. Однако даже если платформа не выдержит, китайские потребители найдут массу других способов сделать выгодные приобретения. Почти все конкуренты Alibaba уже в течение нескольких дней предлагают свободную доставку и скидки до 80%. День холостяка, судя по всему, скоро можно будет переименовать в «неделю».

Перевела Наталья Тихонова