РЖД просит у поставщиков 10%-ной скидки


ОАО "РЖД" просит своих поставщиков снизить в 2014 г. цены на 10%. Снижение материальных затрат могло бы дать ОАО РЖД экономию 38,5 млрд руб. исходя из затрат 2013 г., пишет «Коммерсантъ».

В октябре Минэкономики потребовало от естественных монополий представить правительству план действий по снижению издержек в условиях замораживания тарифов и снизить в 2014 г. закупочные цены на 10% по сравнению с 2013 г. В середине октября РЖД направила письма 68 своим поставщикам (за исключением предприятий ТЭКа) с предложением рассмотреть такое снижение. В числе получателей - «Трансмашхолдинг» (ТМХ), «Рослокомотив» (дочерняя структура ТМХ), группа «Синара», ООО «Уральские локомотивы» (СП «Синары» и Siemens AG), «Евразхолдинг».

В 2011 г. президент Дмитрий Медведев требовал снижения затрат не менее чем на 10% в год в течение трех лет. В результате РЖД за 2011 г. снизила закупочные расходы на 13,2%, а за 2011-2012 гг. - на 19,1% к уровню 2010 г. Сократить закупочные расходы на 10% также предлагалось «Россетям» и «Газпрому». «Россети» в 2013 г. сэкономили на закупках 20,78 млрд руб., сообщили в компании.

Поставщиками РЖД являются компании из 19 отраслей. По оценке РЖД, общие материальные затраты в 2013 г. должны составить 385,4 млрд руб. (187,5 млрд руб. без учета энергоресурсов). Даже без экономии на энергоресурсах на закупках у поставщиков РЖД могла бы снизить затраты на 18,7 млрд руб.

Ни одно из предприятий не согласилось в 2014 г. снизить закупочные цены. Единственная компания, которая прорабатывает вопрос о предоставлении РЖД скидки, - Выксунский металлургический завод (поставляет колеса), и то лишь на 4,8%, рассказал собеседник издания, близкий к монополии. В ТМХ (поставляет подвижной состав) сообщили, что ознакомились с предложением. Источник газеты в холдинге добавил, что выполнить требование РЖД будет затруднительно, поскольку во втором полугодии расходы предприятий ТМХ на электроэнергию выросли на 15-30%, в 2013 г. в холдинге ожидают роста как минимум на 10%, аналогично увеличатся затраты на газ, металлопрокат, энергооборудование.

Источник в «Синаре» (поставляет локомотивы и поезда «Ласточка») говорит, что группа направила монополии встречное предложение: проиндексировать в 2014 г. цены на уровне инфляции. В «Евразхолдинге» сообщили, что не знают, о каком именно письме идет речь. Но вице-президент «Евраза» Илья Широкоброд рассказал о действующем пятилетнем контракте с РЖД на поставку рельсов и рельсовых скреплений с формульным ценообразованием, что позволило уже в 2013 г. снизить цены. Размер скидки составил 4,8%, на дальнейшее снижение «Евраз» не пойдет.

В случае сохранения объема закупок в 2014 г. на уровне 2013 г. РЖД может сэкономить на закупках локомотивов около 5 млрд руб. и еще столько же - на металлопродукции, подсчитал Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий. Общая экономия, по его оценке, может составить несколько десятков миллиардов рублей.