Тимченко: Не стоит связывать со мной все загадки российской энергетики


Геннадий Тимченко опроверг утверждения журналиста Financial Times (FT) Чарлза Кловера о своем "необычном" влиянии на "Сургутнефтегаз". В письме в редакцию, которую он подписал как основной акционер инвесткомпании Volga Group, он назвал статью Кловера от 24 октября Russian puzzle proves hard to crack примером теории заговоров, а не серьезной журналистики. По словам Тимченко, он старается быть откровенным и придерживаться фактов, ему же противопоставляют анонимные и ничем не подкрепленные утверждения. Такую подачу фактов он не может назвать сбалансированной. "Подкрепленная фактами критика - это прекрасно, но не стоит делать меня подозреваемым при рассмотрении любой загадки российского энергетического сектора", - советует он (цитаты по FT).

В статье Кловера говорится, что запутанная структура собственников "Сургутнефтегаза" не позволяет выяснить, кто на самом деле владеет этой компанией.

Владельцами акций "Сургута" числятся более 20 разных организаций, компаний, трастов, а также сами работники "Сургутнефтегаза", писал Кловер, но невозможно установить, кто этими небольшими компаниями владеет. Мэр Сургута Дмитрий Попов сказал газете, что сам не знает, кто владеет энергетической компанией, которая покрывает 70% бюджета города, и сравнил структуру ее собственников с "военной тайной". Помимо прочего Кловер написал, что "Сургут" тесно связан с кругом бизнесменов, дела которых пошли в гору после прихода к власти Владимира Путина.

Также в статье говорится, что "Сургутнефтегаз" проявляет необычайную лояльность к интересам Геннадию Тимченко. Так, с момента приватизации и до 2003 г. компания сбывала нефть через компанию "Кинэкс", одним из владельцев которой был Тимченко, писал Кловер. Когда же Тимченко ушел от своих партнеров и открыл новую компанию - Gunvor, то "Сургутнефтегаз" начал сбывать свою продукцию через нее. Также журналист сослался на представителя Тимченко, который заявил, что у бизнесмена меньше 0,01% акций "Сургута".

В своем письме Тимченко не скрывает, что у него до настоящего момента были разнообразные "коммерческие связи" с "Сургутнефтегазом", но он категорически опровергает, что у него есть какие-либо необычные возможности повлиять на действия компании. Тимченко подчеркивает, что эта информация базируется только на неподтвержденных фактами комментариях одного анонимного аналитика о "подарках" от "Сургута" компании, в которую бизнесмен инвестировал 10 лет назад. Его доля - менее 0,01% - не дает ему никаких особых возможностей. "Сургутнефтегаз" торговал с компаниями, где у меня были инвестиции, только потому, что они предлагали значительные преимущества в плане логистики, и это подтвердят многие на рынке", - пишет он.